События

«Михалково в ожерелье московских усадеб». Персональная выставка Алексея Народицкого

7 сентября в Культурном центре «Михалково» открылась персональная выставка Алексея Народицкого «Михалково в ожерелье московских усадеб» (совместный проект КЦ «Михалково», издательского дома «Балтикум» и архитектурной фотогалереи «Точка»). Куратором выступил искусствовед, архитектурный критик Владимир Фролов.
Культурный центр «Михалково» – новая экспозиционно-образовательная площадка, организованная в одном из флигелей бывшей усадьбы Михалково, которая принадлежала дворянским родам Дашковых и Паниных, а затем промышленнику Йокишу. Команда культурного центра создала особую среду, где пересекаются уникальная архитектура, современность и историческое наследие. В выставочном зале «Синтез», расположившемся на втором этаже флигеля, была торжественно открыта фотоэкспозиция Алексея Народицкого, раскрывшая особенности архитектуры и паркового ландшафта Михалково в контексте пяти столичных усадебных ансамблей.
В своей вступительной речи основатель и креативный директор московского Культурного центра «Михалково» Светлана Садыгова рассказала о создании выставочного комплекса и о культурном «оживлении» усадьбы: «Вместе с реставрацией флигеля мы решили вдохнуть новую жизнь в Михалково и на ее основе создать уникальную творческую платформу. На мой взгляд, фотография сейчас – это референс к современному искусству, которое пропитано особой философией и стремится создать связи в межкультурных и междисциплинарных областях. Мой профессиональный бэкграунд состоялся в области современной фотографии, поэтому для нас было естественно начать выставочную деятельность с тематической экспозиции – фотовыставки, рассказывающей о сегодняшнем облике архитектурных усадебных ансамблей. Кроме того, на первом этаже флигеля мы создали постоянную экспозицию, посвященную истории Михалково».
Размышлениями о современном виде имений и условно московском взгляде на них поделился фотограф, автор представленных работ Алексей Народицкий: «В Москве усадьбы воспринимаются локально, как фрагменты большого архитектурного наследия. Вот почему нюансы каждого строения стараешься акцентировать, отобразить в отдельном высказывании. Поместья с помощью фотографии можно сюжетно объединить в одну емкую картину прекрасных московских “восторгов”».
Куратор выставки Владимир Фролов, развивая тему архитектуры усадеб, подчеркнул, что для Петербурга она тоже актуальна – и отражает общность наших культурных корней: «Сама архитектура двух столиц взаимосвязана. Даже на этой выставке можно увидеть строения не только московских, но и петербургских зодчих, например Н. Л. Бенуа [который спроектировал главный корпус в Петровско-Разумовском]. Благодаря этому проекту, гости выставочного центра могут совершить небольшое путешествие по сохранившимся усадьбам: начать с архитектуры классицизма и ампира [Знаменское-Садки, Люблино, Кузьминки], перейти к ландшафтным партерам, французским садам [Кусково, Петровско-Разумовское] и затем оказаться в Михалково – уникальном неоготическом пространстве, которое можно сопоставить с ансамблями в духе Царицыно. Тем не менее, – продолжил Владимир, – здесь совершенно необычная атмосфера. И надо отметить, что если архитектурная фотография – портрет архитектуры, портрет здания, то постройка есть во многом портрет хозяина – графа Панина. Петр Иванович устраивал множество празднеств, в ходе которых ему было удобно рассказывать о своих военных подвигах, и архитектура усадьбы использовалась им риторически – как часть комплексного, театрализованного действа».
Продолжением театрально-музыкальной традиции, заложенной строителем усадьбы, стала в современном Михалково библиотека CHILL VINYL, представляющая архив виниловых пластинок. Автор проекта музыкальный продюсер и саунд-дизайнер Мариам Садыгова поделилась мыслями о развитии коллекции: «Библиотеку винила мы собираемся пополнять дальше, сделать ее доступной для всех. Здесь нет ограничений в возрасте – винил многогранен: от классики, инструментальных композиций до современного эмбиента и популярных треков. Пластинки созданы, чтобы к ним можно было прикоснуться – и физически, и эмоционально, – как это было и раньше, когда вся музыка выпускалась на аналоговых носителях. Сейчас в библиотеке – около 300 позиций».


Отметим также, что в ближайшее время будет выпущен каталог выставки «Михалково в ожерелье московских усадеб», включающий в себя размышления об особенностях архитектуры русских усадеб, исторические тексты и расширенный альбом фотографий ансамблей Знаменское-Садки, Кузьминки, Люблино, Кусково, Петровско-Разумовское и Михалково.

Записала Элина Левицкая, сфотографировала Марина Рудник

Сайт КЦ «Михалково»: mikhalkovo.moscow