…Я буду петь сады!
Жак Делиль. Сады. 1782
…Взойдем на сию великолепную дозорную башню, что стоит возле сада.
Франческо Колонна. Гипноэротомахия Полифилла. 1499
Михалково – одна из тех жемчужин ожерелья московских усадеб, чья подлинная красота раскрывается не сразу и лишь внимательно-вдумчивому взору. Посему взглянем сперва на ожерелье целиком, а точнее, на те его бусины, что запечатлены на кадрах Алексея Народицкого – одного из ведущих современных архитектурных фотографов столицы.
Перед нами усадьбы, выбранные автором: Кузьминки, Знаменское-Садки, Кусково, Петровско-Разумовское, Михалково, Люблино. Таков временной порядок их возникновения. Однако в экспозиции они расположены иначе. В первом зале – Знаменское-Садки, Кузьминки, Люблино, во втором – Кусково и Петровско-Разумовское, а третий отдан нашей жемчужине. Оговоримся, что для нас все эти памятники равно интересны в смысле их исторической ценности. И все они заинтересовали фотографа, а значит, их эстетическая значимость также по крайней мере сопоставима. Тем не менее характер изображения усадеб несходен, и именно он предопределил распределение работ по залам.
Первый знакомит зрителя с архитектурой усадебных зданий: в объективе – классицистический особняк в Знаменском-Садках, чье истертые временем фасады только подчеркивают его благородство; импозантный ампирный ансамбль Конного двора Доменико Жилярди в Кузьминках, с его величавым аккордом дорического ордера и скульптур Диоскуров; компактный, но не менее торжественный объем господского дома в Люблино – образчик палладианского вкуса зодчих Родиона Родионовича Казакова и Ивана Васильевича Еготова. Фотограф передает наиболее характерные и вдохновляющие черты архитектуры усадеб. Мощное впечатление оставляет хорошо сохранившийся интерьер здания в Знаменском-Садках. Его парадный зал, очищенный временем от любых бытовых деталей, представляет собой законченное произведение, воплощение духа второй половины XVIII столетия, где будто еще слышна музыка екатерининских скрипачей. Кузьминки буквально приковывают фотографа к симметричной композиции ампирной экседры с колоннадой и статуями, заставляя его то приближаться к деталям вплотную, то отходить на другой берег пруда, чтобы передать общее расположение комплекса в ландшафте (который удваивается в водном отражении). Глядя на эти снимки, невольно задумываешься: какое впечатление могли оказывать подобные грандиозные сооружения, в общем-то чисто утилитарного свойства, на современников – простых окрестных крестьян? Впрочем, то были послевоенные, триумфальные годы, эпоха национального единения. Расположенное неподалеку Люблино останавливает внимание фотографа на сложной объемно-пространственной композиции главного здания, чей образ, вроде бы немногословный и строгий, в то же время содержит некое скрытое послание, о котором зритель способен лишь догадываться. Ему было бы значительно легче понять эти смутные ощущения, если бы он мог взглянуть на план постройки – именно абстрактный геометризм упомянутого плана и порождает особенности восприятия облика сооружения.