«Обычная документальная архитектурная фотография стремится передать объект таким, каким хотел бы его видеть спроектировавший его зодчий. Это нормальный документальный подход, – рассуждает Владимир Антощенков в интервью журналу "Проект Балтия". – Но можно снять архитектурный объект так, как автор и не мог себе представить. Вот это, по сути, и есть художественная архитектурная фотография, особенно если она делается не для того, чтобы удивить, а для того, чтобы найти новый образ».
Но что, если пойти еще дальше в поисках нового образа – не ограничиваться необычным ракурсом и щелчком затвора, а заново применить к уже существующим зданиям те же методы формообразования, с помощью которых они и были возведены: растяжение и перекос, изгиб и скручивание?
Задание, с которого начинался курс «Основы композиции» Владимира Семеновича, заключалось в следующем. Первым делом студентам предлагалось уяснить разницу между композицией случайной и созданной человеческим умыслом, сравнив расположение бумажных прямоугольников, упавших как придется, с попыткой эту случайность имитировать. Понятно, что в первом случае разнообразие форм, образованных в результате наложения фигур друг на друга, было бóльшим. Композиция была дисгармоничной, но живой и интересной. Во втором случае угадывались осознанные методы и паттерны, к которым явно приложил руку человек. Затем начинались трансформации – плоскостную композицию из прямоугольников предлагалось превратить в аксонометрическую путем вдавливания и выдавливания фигур. Впрочем, самое интересное начиналось после. Отрешившись от привычного понимания трехмерного пространства, студенты должны были посмотреть на аксонометрию как на новую двухмерную композицию, в которой верхние, нижние и боковые грани фигур – это примыкающие друг к другу на плоскости многоугольники. Лишаясь глубины, композиция приобретала новые свойства, а ее автор – новые инструменты. Путем закрашивания бывших «граней» или стирания бывших «ребер» студенты получали новые сложные плоские фигуры, образовывающие другую, итоговую композицию.