Арсений Котов. «Заброшенные города СССР»
10.08.22‒10.10.22 | Куратор: Данил Овчаренко
«Заброшенные города СССР» — серия снимков, выполненных фотохудожником во время поездок по городам бывшего Советского Союза. Отбор снимков осуществил куратор выставки Данил Овчаренко. В своем тексте он пишет: «Смотря на фотографии, сделанные Арсением, осознаёшь, что расхожее утверждение, будто модернистская архитектура не умеет красиво и величественно стареть, — неправда. Умеет, да еще как! Просто это особая поэзия, слагаемая из ржавчины и потемневшего бетона». Овчаренко причисляет серию «Заброшенные города СССР» к пиранезианской традиции видов архитектуры.
В ближайшие месяцы в издательстве «АСТ» выйдет книга с одноименным названием, в которую войдет значительное большее количество объектов, чем включено в экспозицию. Автор доносит до нас свои впечатления о посещении Припяти, Байконура, Норильска, Магадана, Воркуты и других локаций. «Я, как и все мои сверстники, вырос среди руин недавно процветающих заводов, оставленных нам старшим поколением… Много лет я путешествовал по России и соседним странам, посещая самые легендарные из этих заброшенных мест», — рассказывает фотограф.

В «Точке» демонстрируются наиболее характерные и отражающие кураторский взгляд на творчество Арсения Котова работы. «Предмет галереи — архитектура — показан здесь в, казалось бы, своем самом неприглядном виде — руин. Однако именно состояние запустения и заброшенности позволяет нам проникнуться особой поэзией зодчества ушедшей эпохи и поразмышлять о причинах падения социалистической и, как мы благодаря Котову отлично понимаем, техноцентричной по своему характеру цивилизации», — подчеркивает куратор фотогалереи «Точка» Владимир Фролов.

Выставка Арсения Котова «Заброшенные города СССР» представляет собой избранные работы автора из одноименной книги, которая выйдет в свет в 2022 году. Перед нами рассказ о таинственной и будто бы давно ушедшей цивилизации. В главах «Космос», «Наука», «Промышленность», «Общественные здания», «Техника», «Военное» собраны фотографии руин материального мира, некогда окружавшего советских людей.
Между тем в ностальгическом повествовании об обществе прошлого сам человек редко оказывается в фокусе объектива. Фигуры людей на снимках нужны лишь для понимания колоссальности памятников былой эпохи. По существу, Котов использует классический прием сопоставления грандиозности наследия с заурядностью его наследников, коим активно пользовался, например, Джованни Баттиста Пиранези.

Действительно, когда смотришь на 60-метровые ворота монтажно-заправочного корпуса на космодроме Байконур, окутанные слоем пыли, — как не вспомнить гравюры из «Видов Рима»? Чем это не полуразрушенная триумфальная арка Тита, служащая фоном для обыденных и скромных забот потомков варваров, когда-то разгромивших империю?
Вот и дикари современности неспособны понять и сохранить достижения предков. Эта мысль сквозной нитью проходит через все вступительные тексты к главам книги Котова. Автор не скрывает своей симпатии к социалистическому проекту и явно критичен к сменившей его капиталистической системе.
Однако, на наш взгляд, идеологическая составляющая здесь не главное. Куда важнее эстетика. Смотря на фотографии, сделанные Арсением, осознаёшь, что расхожее утверждение, будто модернистская архитектура не умеет красиво и величественно стареть, — неправда. Умеет, да еще как! Просто это особая поэзия, слагаемая из ржавчины и потемневшего бетона.

Просмотр «Заброшенных городов» вызывает смешанные чувства. С одной стороны, невольно задумываешься: упадок ли это только советской цивилизации — или же запечатленный путь саморазрушения необратимо воспоследует и для современной системы?

С другой стороны, приходят более оптимистичные мысли. Ведь если некогда гравюры Пиранези стали источником вдохновения для мастеров романтизма, то, может быть, и работы Котова станут одним из начал нового ренессанса отечественной культуры?

Данил Овчаренко