Алексей Народицкий.
Чандигарх: адаптированная
утопия
20.02.21‒10.05.21 | Куратор: Евгений Лобанов
Московскому фотографу Алексею Народицкому удалось получить разрешение на съемку закрытого индийского города, построенного по проекту Ле Корбюзье, а в 2010 году осуществить задуманное путешествие. Чандигарх расположен в штате Пенджаб, на границе с Пакистаном, в связи с чем нестабильная политическая обстановка затрудняет доступ в город. Притом что Чандигарх был и остается объектом пристального внимания архитектурного сообщества, а комплекс Капитолия включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, до Народицкого последние серьезные архитектурные съемки проводились здесь в 1970-х годах. Выставка «Чандигарх: адаптированная утопия» позволит детально изучить самое крупное творение признанного мастера архитектуры: пройтись по ровным улицам, со всех сторон рассмотреть Капитолий, заглянуть в учебные заведения, больницы, музеи.

Впервые российский зритель увидел фотографии Чандигарха, сделанные Алексеем Народицким, на выставке в Музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве в апреле 2011 года (куратором тогда выступила Елена Гонсалес).
Капитолий. Монумент Открытая рука. Фрагмент
Капитолий. Монумент Открытая рука. Фрагмент
Капитолий. Секретариат
Капитолий. Секретариат
Капитолий. Монумент Открытая рука
Капитолий. Монумент Открытая рука
Чандигарх. 17 сектор. Фрагмент дома
Чандигарх. 17 сектор. Фрагмент дома
Капитолий. Вид на Ассамблею и Секретариат из Верховного суда
Капитолий. Вид на Ассамблею и Секретариат из Верховного суда
Чандигарх. Архитектурный колледж
Чандигарх. Архитектурный колледж
Капитолий. Вид из Башни теней на Ассамблею
Капитолий. Вид из Башни теней на Ассамблею
Капитолий. Вид на Ассамблею и верховный суд
Капитолий. Вид на Ассамблею и верховный суд
Капитолий. Ассамблея. Фрагмент. Росписи по эскизам Ле Корбюзье
Капитолий. Ассамблея. Фрагмент. Росписи по эскизам Ле Корбюзье
Университет Пенджаба. Библиотека Ганди Бхаван
Университет Пенджаба. Библиотека Ганди Бхаван
Капитолий. Монумент Открытая рука
Капитолий. Монумент Открытая рука
манифест
Адаптированная
утопия
Город у подножия Гималаев, один из самых ярких символов освобождения Индии от британского владычества, стал также единственным из крупных градостроительных проектов Ле Корбюзье, который был осуществлен силами международной бригады архитекторов и волей первого премьер-министра независимой Индии ­– Джавахарлала Неру. В планировке столицы штата Пенджаб, построенной «с нуля» вскоре после подписания Акта о независимости (1947), прослеживается своего рода синтез идей Афинской хартии и концепции города-сада (оставшейся от предыдущих проектировщиков Чандигарха: Альберта Майера и Мацея Новицкого), адаптированный под климатические и культурные условия южной страны. Там впервые была применена система семи видов дорог, придуманная Ле Корбюзье, а также тщательно проработаны различные типы жилых кварталов и общественные центры, включая один из шедевров французского зодчего – комплекс Капитолия. Многие здания были спроектированы Пьером Жаннере – двоюродным братом и соратником Ле Корбюзье, прожившим в Чандигархе несколько лет, а некоторые значимые постройки – молодыми индийскими архитекторами, с энтузиазмом воспринявшими идеи мэтров модернизма.
«Частный интерес, охватывая меньшую часть человечества и обрекая всю прочую его массу на убогую жизнь, должен быть строго ограничен и повсеместно подчинен интересам коллектива. И тогда каждому индивиду будут открыты все возможности удовлетворить его основные стремления: к благосостоянию домашнего очага, к красоте города».
Исследователи отмечают, что Ле Корбюзье стремился реализовать город-утопию и до последнего противился архитектурному закреплению социального неравенства в делении кварталов по уровню достатка жителей. Еще в заключительных абзацах Афинской хартии архитектор написал: «Частный интерес, охватывая меньшую часть человечества и обрекая всю прочую его массу на убогую жизнь, должен быть строго ограничен и повсеместно подчинен интересам коллектива. И тогда каждому индивиду будут открыты все возможности удовлетворить его основные стремления: к благосостоянию домашнего очага, к красоте города». И все же Ле Корбюзье и его коллегам пришлось уступить требованию властей и выделить центральные кварталы для вилл крупных чиновников, а дома для рабочих разместить на окраине. Хотя даже самые бедные кварталы были спроектированы с учетом всех потребностей жителей и обеспечены необходимой инфраструктурой.

Комплекс Капитолия располагается на северо-востоке города, ближе к горам, и, по словам историка архитектуры Жана-Луи Коэна, объединяет здания Верховного суда (1951–1956), Дворца ассамблеи (1952–1961) и Секретариата (1952–1958) «в соответствии с искусной композицией, отклоненной от осей симметрии» и выстраивающей между зданиями «тонкие соотношения, несмотря на разделяющие их значительные расстояния». Как отмечал Ле Корбюзье в книге «Беседа со студентами архитектурных школ» (1957),«некоторые места самого здания и вокруг него являются определенными интенсивными математическими местами, оказывающимися словно бы ключом к пропорциям произведения и его окружения. Это места наивысшей интенсивности, и именно в этих местах может осуществиться цель архитектора… Можно сказать, здесь соединены все условия, чтобы была произнесена речь, речь художника, пластическая речь». Пластика сооружений усложнилась благодаря решениям, продиктованным климатическими особенностями, – светорассеивающим конструкциям и особой формы кровлям, улучшающим микроклимат внутри зданий.
«Некоторые места самого здания и вокруг него являются определенными интенсивными математическими местами, оказывающимися словно бы ключом к пропорциям произведения и его окружения. Это места наивысшей интенсивности, и именно в этих местах может осуществиться цель архитектора… Можно сказать, здесь соединены все условия, чтобы была произнесена речь, речь художника, пластическая речь».
Сегодня комплексу Капитолия уже почти 70 лет. За этот немалый срок железобетонные конструкции несколько обветшали под воздействием перепадов температур и влажности (климат в штате Пенджаб суров и для человека: месяцы иссушающей жары сменяются периодами проливных дождей, а зимние ночи в предгорьях Гималаев довольно холодные), но притом их словно коснулось дыхание вечности, породнившее постройки Ле Корбюзье со старинными индийскими сооружениями (Коэн упоминает о влиянии форм обсерватории в Джайпуре). Сходство усиливается благодаря тому, что эта устремленная в будущее архитектура воплощалась при помощи почти средневековых технологий, в условиях нехватки современного строительного оборудования (что парадоксальным образом обогатило фактуру модернистских сооружений, сделало бетонные поверхности живыми). Довершает впечатление сакральности тот факт, что выверенность пропорций здесь такая же, как и в памятниках прошлых веков, хотя и основана не на космической гармонии священных чисел из религиозных текстов, а на вполне земной, прагматичной системе числовых соотношений, созданной Ле Корбюзье на основе роста среднего европейца (хотя и там и здесь фигурирует пресловутое «золотое сечение»).

Ощущение подлинности, одухотворенности материала, неподвластное времени, почти утеряно в нашу эпоху цифрового проектирования и автоматизации строительного процесса. Вновь возведенные здания часто выглядят как материализованные компьютерные визуализации; в самых смелых и фантастических формах, сгенерированных благодаря изощренным математическим алгоритмам, уже не присутствует дух человека-творца. Будучи воплощенной в металле и железобетоне, цифровая архитектура, за редким исключением, сохраняет ощущение зыбкости, эфемерности, она заложница настоящего момента. Все меньше строится зданий, к которым были бы применимы следующие слова Ле Корбюзье: «Четвертое измерение – это отрыв от временного, преходящего, вызванный исключительной гармонией использованных пластических средств… Раскрывается беспредельная глубина, раздвигаются стены, исчезает все случайное – совершается чудо, являемое несказáнным пространством».
«Четвертое измерение – это отрыв от временного, преходящего, вызванный исключительной гармонией использованных пластических средств… Раскрывается беспредельная глубина, раздвигаются стены, исчезает все случайное – совершается чудо, являемое несказáнным пространством».
Фотографии, сделанные Алексеем Народицким, прекрасно передают все эти противоречивые ощущения от архитектуры Ле Корбюзье: холодное дыхание мира чисел и геометрических абстракций, просочившееся в жаркий тропический ландшафт и застывшее в причудливых железобетонных формах, которые покрылись патиной времени, но напоминают о вечности и космических пространствах. Почти полное отсутствие людей на снимках лишь усиливает впечатление принадлежности зданий к иному миру, подчеркивает образ Утопии, проникшей в нашу неупорядоченную действительность.

Евгений Лобанов
Капитолий. Ассамблея
Капитолий. Ассамблея
Капитолий. Секретариат. Фрагмент
Капитолий. Секретариат. Фрагмент
Художественный музей
Художественный музей
Капитолий. Башня теней
Капитолий. Башня теней
Капитолий. Секретариат. Фрагмент
Капитолий. Секретариат. Фрагмент
Капитолий. Верховный суд. Фрагмент
Капитолий. Верховный суд. Фрагмент
Капитолий. Верховный суд
Капитолий. Верховный суд
Капитолий. Ассамблея. Фрагмент
Капитолий. Ассамблея. Фрагмент
Павильон на озере Суккна
Павильон на озере Суккна

Алексей Народицкий


Архитектурный фотограф. Родился в 1974 году в Москве. Учился в МГХПУ им. С. Г. Строганова. Член Союза художников России с 2000 года. Сотрудничает с российскими и зарубежными журналами, такими как Domus, ELLE Decoration, AD, «Проект Россия», «Проект Балтия», Interni, Abitare, Tatlin, Mark, Frame.

Работал над иллюстрациями многих книг по искусству и архитектуре: «Памятники архитектуры Москвы» (тома 9 и 10), «Московское метро. Подземный памятник архитектуры», «Московское метро. Архитектурный гид», «Парк "Зарядье"», «Проект Москва», Le Corbusier and the Power of Photography, «Такаси Мураками. Будет ласковый дождь», Towers. Denise Valode & Jean Pistre и др.

Подробнее