Наталья Меликова
«Конструктивизм. Московская декларация»

08.08.24-29.09.24 | Куратор: Николай Васильев
«Конструктивизм. Московская декларация» – серия фотоснимков, выполненных архитектурным фотографом Натальей Меликовой. Выставка состоит из ранних произведений, ставших в определенном смысле импрессионистической зарисовкой знакомства автора с московской архитектурой 1920-1930-х годов, которая была воспринята фотографом после многолетнего периода жизни и учебы в Америке.

Наталья Меликова с 2010 года является основателем и автором The Constructivist Project / «Конструктивистского проекта» – интернет-портала о наследии авангарда, целью которого является исследование и популяризация архитектуры конструктивизма 1920-1930-х годов. Особый интерес к зодчеству этого периода возник у Натальи благодаря фотографиям Александра Родченко:

«О конструктивизме я узнала через фотографии Александра Родченко, которые меня привлекли сильной композицией и необычной перспективой, независимо от темы — люди, предметы или городские сцены. Именно в его фотографиях я впервые увидела конструктивистскую архитектуру, которая казалась такой футуристической, несмотря на то, что ей почти сто лет. Геометрические формы, ритм линий, минималистическая простота прекрасно подходят для создания фотографий, подчеркивающих архитектурные особенности, которые организуются в динамичную композицию на грани абстракции».


В экспозиции ключевые памятники эпохи конструктивизма предстают перед зрителем в необычном для современной архитектурной фотосъемки ракурсе – мы видим их, как подчеркивает куратор Николай Васильев, с точки зрения пешехода, бросившего взгляд на взметнувшиеся к небу массы бетона, стали и стекла. Фрагментарность запечатленных построек Ивана Николаева, Моисея Гинзбурга, Пантелеймона и Ильи Голосовых, Константина Мельникова, Алексея Щусева, Владимира Шухова и других архитекторов эпохи конструктивизма, затрудняя процесс узнавания, переключает наше внимание на геометрию форм, их ритм и силуэт и тем самым помогает нам почувствовать особенность языка архитектурной фотографии, чьим обособлением в отдельный жанр мы во многом обязаны эпохе конструктивизма.

Название выставки отсылает к манифесту ленинградских поэтов, впервые применивших к своей работе термин «конструктивизм» раньше архитекторов. Если конструктивистские стихи должны были утверждать не только новые формы литературы, но и новые социальные отношения, то конструктивистская архитектура, получившая развитие сначала в Москве – и формы, и технологии, и новый жизненный уклад.
Дом-мастерская Константина Мельникова, 2013
Дом-мастерская Константина Мельникова, 2013
К. С. Мельников. 1927–1930. Кривоарбатский пер., 10
Радиобашня на Шаболовке. В. Г. Шухов, 2011
Радиобашня на Шаболовке. В. Г. Шухов, 2011
В. Г. Шухов. 1919–1922. Ул. Шухова
Здание Центросоюза, 2011
Здание Центросоюза, 2011
Ле Корбюзье, П. Жаннере, Н. Я. Колли. 1930–1936 Мясницкая ул., 39
Мавзолей В. И. Ленина, 2011
Мавзолей В. И. Ленина, 2011
А. В. Щусев. 1928–1930 Красная пл., 9
Дом Моссельпрома, 2011
Дом Моссельпрома, 2011
Н. Д. Струков, 1913–1914; А. М. Родченко (роспись), 1925
Комбинат газеты «Правда», 2011
Комбинат газеты «Правда», 2011
П. А. Голосов. 1931–1937. Ул. Правды, 24
Общежитие № 1 Текстильного института («Дом-коммуна»), 2011
Общежитие № 1 Текстильного института («Дом-коммуна»), 2011
И. А. Николаев. 1929–1931. 2-й Донской проезд, 9/8
Клуб им. И. В. Русакова, 2011
Клуб им. И. В. Русакова, 2011
К. С. Мельников. 1927–1929. Стромынка, 6
Автоматическая телефонная станция Таганского района, 2011
Автоматическая телефонная станция Таганского района, 2011
В. С. Мартынович. 1929–1930. Снесена в 2016
Здание Наркомзема, 2010
Здание Наркомзема, 2010
А. В. Щусев, А. З. Гринберг. 1928–1933. Садовая-Спасская ул., 11
Институт связи, 2011
Институт связи, 2011
К. С. Соломонов. 1930–1934. Авиамоторная ул., 8а
Клуб им. С. М. Зуева, 2010
Клуб им. С. М. Зуева, 2010
И. А. Голосов. 1927–1929. Лесная ул., 18
манифест
«Конструктивизм. Московская декларация»

Наталья Меликова, заканчивая в 2012 году обучение на факультете фотографии Университета «Академия искусств» в Сан-Франциско, выбрала темой своего дипломного проекта архитектуру эпохи конструктивизма в Москве. В определенном смысле это стало и возвращением в Россию, и возвращением к раннемодернистской фотографии первых советских десятилетий. Для выставки в «Точке» были выбраны кадры зданий, снятые на пленку в первые «творческие командировки» Натальи Меликовой в Москву. Можно сказать, прибыв в Россию из Америки, она обратила большее внимание не на сегодняшний мегаполис, а на определенный слой истории застройки, избранные элементы – здания всех типологий: многоквартирные дома, институты, телефонные станции, министерства, дома-коммуны, клубы и гаражи 1920–1930-х годов. Вошедшие в экспозицию снимки сделаны на черно-белую пленку, и это вполне современная эпохе XX века техника, а не стилизация.

Наталья старательно и сознательно подражает формальной манере архитектурной съемки, характерной для фотографов-конструктивистов, таких как Александр Родченко и фотографы группы «Октябрь»; именно благодаря им постройки эпохи конструктивизма стали известны всему миру. Автор тщательно прорабатывает и развивает приемы композиции, используя их для фиксации современного – начала XXI века – состояния зданий, давно вошедших в книги по истории советской и мировой архитектуры прошлого столетия. Впрочем, некоторые здания с тех пор [со времени съемок] поменяли свой облик, пройдя или реставрацию, или один-два ремонта фасадов, а некоторые и вовсе снесены. В начале же 2010-х годов выглядели они в Москве по-разному, чаще всего неся следы небрежной эксплуатации, перестроек и переделок. В них фотограф старается найти и красоту форм, и динамику, подчеркивая последнюю диагональной компоновкой кадра и ракурсной подачей; автор демонстрирует и собственно следы бытования, жизни самой архитектуры. Здания представлены в среднем плане, в том ракурсе, в котором они возникают перед зрителем-пешеходом, но вне какого-либо окружения, могущего заслонить или помочь датировать съемку, будь то соседние постройки, автомобили, дорожные знаки. Это позволяет сконцентрироваться на передаче деталей, ритмических структур вроде импостов или оконных проемов, тяг-молдингов, балконов…

Таким образом, фотограф решает сразу несколько художественных и даже социокультурных задач. Прежде всего, она актуализирует формальный язык архитектурной съемки, существовавший еще до распространения «нейтральной», отстраненной документальной манеры, принятой в архитектурных журналах и каталогах, и даже до стиля советских мэтров фотографии вроде Наума Грановского. Другой задачей стала интерпретация формальной эстетической ценности самой архитектуры, ее пластического языка. Третьей же – привлечение внимания к бедственному состоянию построек известных на весь мир зодчих: Мельникова и Гинзбурга, Весниных и Шухова, Николаева и Голосова… Результатом такой работы стал сайт с базой данных, фото и картой наследия конструктивизма по всей стране – The Constructivist Project.

Николай Васильев



Клуб Московского института инженеров транспорта, 2011
Клуб Московского института инженеров транспорта, 2011
С. М. Герольский. 1929–1935. Новосущёвский пер., 6
Клуб фабрики «Свобода», 2011
Клуб фабрики «Свобода», 2011
К. С. Мельников. 1927–1929. Вятская ул., 41а
Политехнический институт кожевенной промышленности, 2011
Политехнический институт кожевенной промышленности, 2011
Б. В. Ефимович. 1932–1934. Садовническая ул., 33
Гараж Интуриста, 2011
Гараж Интуриста, 2011
К. С. Мельников. 1933–1934. Сущёвский Вал, 33, стр. 1
Здание Всесоюзного электротехнического объединения, 2011
Здание Всесоюзного электротехнического объединения, 2011
Л. М. Мейельман, В. Я. Мовчан, Г. Я. Мовчан. 1931–1934. Красноказарменная ул., 13
Библиотека им. В. И. Ленина, 2011
Библиотека им. В. И. Ленина, 2011
В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх. 1929–1938. Воздвиженка, 3/5
Дом Наркомата финансов РСФСР, 2011
Дом Наркомата финансов РСФСР, 2011
М. Я. Гинзбург, И. Ф. Милинис. 1929–1931. Новинский б-р, 25
Конструкторский отдел опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ, 2011
Конструкторский отдел опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ, 2011
В. А. Веснин. 1934. Ул. Радио, 24, корп. 1
Студенческий городок в Анненгофской роще, 2011
Студенческий городок в Анненгофской роще, 2011
П. Н. Блохин, Б. В. Гладков, А. М. Зальцман. 1929–1930. Снесен в 2012–2014. Энергетическая ул., 14, корп. 1–4
Хлебозавод-автомат № 5, 2011
Хлебозавод-автомат № 5, 2011
Г. П. Марсаков. 1929–1932. Ходынская ул., 2

Наталья Меликова

Архитектурный фотограф, с 2010 года автор The Constructivist Project / «Конструктивистского проекта»

Подробнее