Мозаичное искусство Юга РСФСР второй половины ХХ века — яркая страница в истории монументальной живописи России. Сочетание национальных и фольклорных
мотивов, советской тематики, а также современных, зачастую модернистских подходов к изображению буквально за два десятилетия сформировали уникальный и
легко узнаваемый почерк. Фотовыставка дает весьма полноценное представление
о монументальной мозаике Юга России — ее становлении, развитии, многообразии художественных приемов, жанров, манер и стилей. В экспозиции представлены
фотографии лучших произведений ведущих мастеров советского монументального искусства 1930–1980 годов: Владимира Фаворского, Георгия Рублева, Евгения Аблина, Владимира Замкова, Зураба Церетели, Виктора Шабалина, Бориса Неклюдова, Сергея Тер-Григоряна, Бориса Казакова, а также самые знаковые работы
живописцев, работающих на юге России: Валентина Папко, Артура Скрипникова,
Геннадия Черноскутова, Петра Зверховского, Владимира Эздекова, Геннадия Снесарева, Павла Шардакова, Руслана Хажуева, Алексея Бровко, Анатолия Беломыцева, Феликса Петуваша, Глеба Вяткина, Петра Чаплыгина и многих других, чьи имена
в наши дни оказались незаслуженно забытыми для широкой общественности.
Фотовыставка является результатом многолетних исследований советской
монументальной мозаики Юга России 1937–1991 годов (Волгоградской и Ростовской
областей, Краснодарского и Ставропольского краев, Калмыкии и республик Северного Кавказа) и приурочена к выходу одноименной книги Игоря Бычкова, Николая
Васильева и Артура Токарева.
К сожалению, не все южные мозаики сохранились до наших дней. Масштабные исследования, проведенные с целью сбора материалов, а также поиски и фотофиксации нужных мозаичных образцов лишний раз подтвердили самые худшие
опасения: советская монументальная живопись, призванная гуманизировать общественные пространства, оказалась одним из наиболее незащищенных и стремительно исчезающих направлений в мировом художественном наследии. Изучив
массу архивных документов и фотоматериалов, авторы книги пришли к неутешительным выводам: со времен развала СССР численность объектов, представляющих вышеупомянутое искусство на Юге России, сократилась примерно на 35–40 %.
Утрата некоторых из них — это, без преувеличения, трагедия не только для данной
фотовыставки и тех мест, чьими символами они являлись, но в первую очередь для
отечественной культуры в целом. Среди прочего уничтожены и единственные южнороссийские мозаичные произведения Александра Дейнеки, Николая Андронова,
Бориса Милюкова, Элеоноры Жарёновой и Владимира Васильцова, Екатерины Зерновой, Виталия Гулова, Олега Осина, Абдуллы Кулиева, Владилена Фукса, Екатерины Шорчевой — художников, во многом определивших вектор развития советской
монументальной живописи послевоенного периода и не нуждающихся в отдельном
представлении.
Несмотря на почти полное забвение монументальной живописи, плоды творчества советских художников-монументалистов в последние годы испытывают
своеобразный исследовательский ренессанс. Пережив своих авторов и их критиков,
советское монументальное искусство в целом, как и мозаика 1960–1980-х, вновь перемещается в центр внимания отечественных и зарубежных специалистов. Только с
позиции исторической перспективы мы видим, что произнесенный в 1962 году призыв Александра Дейнеки «Монументалисты, вперед!» действительно привел к триумфу мозаики. Реальная практика тех лет оставила нам в наследие колоссальное
количество мозаичных произведений — зримое воплощение творческой деятельности художников советской эпохи, достояние, которое ждет все новых и новых исследователей.