Александр Теребенин – из художественной семьи; его дед – известный художник стекла Борис Александрович Смирнов, во многом повлиявший на него. В юности Теребенин работал какое-то время на комбинате декоративно-прикладного искусства, учился в архитектурном техникуме, но профессионально заниматься творчеством и называть себя художником стал только в начале 2000-х.
Коллизии судьбы научили его видеть прекрасное в малом. Казенные коридоры, территория армейской части, завода или склада, закрытого конструкторского бюро (так называемого почтового ящика), лишенная своего статуса, при этом сохраняющая померкшие признаки административно-командной системы (проход запрещен, предъявлять пропуск в раскрытом виде), ненужный свод важных когда-то правил, отпавшие буквы, которые превращают слова, оставшиеся на стене, в советский волапюк, – становятся объектами и главными героями бесконечного рассказа о «человеке, улетевшем в космос».
Утрата функции – одна из основных теребенинских тем: пространство, где время стирает приказы; пустые будки охраны, горы противогазов, деревья, проросшие сквозь ящики от гильз. Советское общество всегда было милитаризировано, насыщено военной эстетикой, обрушившийся союз армии и рабочего класса оставил после себя бессчетное количество признаков, осыпавшихся серпов и молотов, Лениных, покрашенных 50 раз, лагерно-жилконторский палимпсест, где слоистость серебра становится смыслом бóльшим, чем сам оплывший герой.
Тема прикладной архитектуры, пристройки, трубы, будки, следы циклопических конструкций неясного назначения, неосуществленные замыслы, утопия влекли Александра Теребенина по многим причинам, и в том числе потому, что его непростая жизнь – утрата иллюзий, знание изнанки бытия – стала как бы второй натурой, мировоззрением. Смиренная архитектура, человеческое в бесчеловечном, сострадание к предмету, попавшему в трудную жизненную ситуацию, были очень близки самому автору и органичны для него. Взаимопонимание с обиженными вещами – брошенными тряпками, разломанными стульями, оторванными батареями, брутализм, который сопровождает уход одной жизни и маловероятное начало другой, беззащитность, меланхолия как своего рода оптический фильтр, окрашивающий видимое в определенные тона.
Часто героем фотографий становится образ безымянного автора, создавшего красоту: скучающий на посту часовой, гвоздем царапающий на стене свое имя, или выкрасивший розовой краской огромное пятно дворник. Живописность фактуры, роль следа от исчезнувшего предмета, флаги красочных замазок, а главное, бессчетность этих фактур, отчасти продиктовали прием съемки у Александра Теребенина. Он словно бы вживался в руину, многажды, почти ежедневно, при разном свете и погоде оказываясь там, берёг ее, и только после того, как все было отснято, приглашал друзей на «разрушку», с гордостью показывая свое открытие, где уже все отсмотрено и сокровища прибраны к рукам, – притом всегда имея легкое сходство с прогуливающимся котом (которых он обожал), внезапно и тихо возникающим на горизонте, и в этом смысле тема утраты касается не только творчества, но и осиротевшего городского пейзажа.
Выставка «Утраты», первая после смерти автора, рассказывает небольшую историю, связанную в основном с интерпретацией малой архитектурной формы. Это лишь одна из многочисленных тем, которые присутствовали у Александра Теребенина в общем потоке. Тысячи фотографий еще ждут своего часа и в ближайшем будущем появятся в виде небольших выставочных проектов на разных городских площадках.
Петр Белый