«Уровни света: белый, черный, цветной»
26.07.23 - 15.10.23 | Куратор: Ксения Сурикова
Выставка на примере музейных экспозиций разных жанров показывает роль света в формировании визуальной среды и построении взаимоотношений между предметом и пространством. Объекты с различными функциями, масштабами и тематиками – от крупных музейных комплексов до развлекательных пространств с интерактивными экспозициями – демонстрируют возможности света не только как средства освещения предметов и интерьеров, но и как способа обозначения отношений между основными участниками музейной коммуникации, между двумя ключевыми его элементами: местом и объектом хранения.

Выбранные экспозиционные проекты наглядно демонстрируют, как свет моделирует пространство и модерирует происходящее в пространстве – с помощью, белого, черного или смешения цветов.

Смысловые блоки располагаются таким образом, чтобы показать усиление роли и воздействия света – от «белого куба» к «черному ящику». Визуальный ряд поддерживает смысловой. Свет движется на фотографиях от светлого к темному, от спокойной атмосферы, в которой предметы и пространство кажутся равнозначными, к визуальному исчезновению пространства и усилению роли предмета.

Физическая оболочка музея на глазах зрителя трансформируется, постепенно исчезая, а свет сначала соединяет предмет с пространством и затем разъединяет их.

Представленные фотографии сталкивают два основных концептуальных течения в экспозиционном дизайне и архитектуре последних десятилетий: белый куб и черный ящик. Концепция черного ящика, в котором выставленные предметы подсвечиваются как драгоценные камни в шкатулке с сокровищами, противопоставляется стерильности белого куба.

Каждый из фотографов по-своему видит и репрезентирует игру света и пространства, по-своему расставляет акценты, обращая внимание зрителя на предмет, на пространство, на архитектурные элементы и детали. Однако каждый снимок точно передает взаимодействие, диалог между светом и предметом, начатый архитектором и продолжающийся в воображении зрителя.
Галерея Ruаrts Москва, 2004
Галерея Ruаrts Москва, 2004
Архитектура: бюро ATRIUM Фотограф: Даниил Анненков
Восточное крыло Главного штаба Санкт-Петербург, 2014
Восточное крыло Главного штаба Санкт-Петербург, 2014
Архитектура: «Студия 44» Фотограф: Алексей Народицкий
Галерея архитектурной фотографии «Точка» Санкт-Петербург, 2020
Галерея архитектурной фотографии «Точка» Санкт-Петербург, 2020
Архитектура: Serious Project Фотограф: Алиса Гиль
Галерея «Березка» Санкт-Петербург, 2022
Галерея «Березка» Санкт-Петербург, 2022
Архитектура: Алексей Левчук Фотограф: Алиса Гиль
Галерея «Березка» Санкт-Петербург, 2022
Галерея «Березка» Санкт-Петербург, 2022
Архитектура: Алексей Левчук Фотограф: Алиса Гиль
Культурный центр Андрея Вознесенского Москва, 2018
Культурный центр Андрея Вознесенского Москва, 2018
Архитектура: бюро Planet9 Фотограф: Алексей Народицкий
Галерея Ruаrts Москва, 2004
Галерея Ruаrts Москва, 2004
Архитектура: бюро ATRIUM Фотограф: Даниил Анненков
Флигель «Руина» Музея архитектуры им. А. В. Щусева Москва, 2017
Флигель «Руина» Музея архитектуры им. А. В. Щусева Москва, 2017
Архитектура: бюро «Рождественка» / Фотограф: Ирина Кудрявцева
Культурный центр Андрея Вознесенского Москва, 2018
Культурный центр Андрея Вознесенского Москва, 2018
Архитектура: бюро Planet9 Фотограф: Алексей Народицкий
манифест
«Уровни света: белый, черный, цветной»

Многие древние религии утверждают, что мир начался с появления света из тьмы. Обратная метафора применяется при описании апокалипсиса или конца света: мир исчезнет во всепоглощающей тьме. Противопоставление света и тени часто используется как в культовых, религиозных практиках, так и в архитектуре.

Свет наряду с архитектурными элементами программирует взаимоотношения всех участников религиозного действия, он обладает символическим значением и никогда не предназначался для того, чтобы полностью освещать пространство. Ранние христианские церкви имели небольшие окна и отверстия в стенах, через которые свет едва освещал молящихся. Небольшие, узкие окна древних храмов, символизируя источники света божественного, создавали обстановку, соответствующую словам Евангелия: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5), что отображало природу духовной жизни. Эти же слова определяют характер всего внутреннего освещения храма, соотношения в нем света и тени, искусственного света и естественного. Светильники возжигаются и во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. На всенощном бдении гасятся все свечи, кроме одной, и тогда сумрак в храме становится густым, но полная темнота не наступает никогда. При праздничных богослужениях возжигаются все светильники, в том числе и верхние, создавая образ света Божия, который воссияет в Царстве Небесном.

Музеи и храмы роднит многое. Помимо того, что с помощью света формируются внутренние связи между пространством и происходящим в пространстве, в музее есть та же борьба света и тени, открытого и скрытого, доступного и недоступного.

Выставка на примере музейных экспозиций разных жанров показывает, как свет создает визуальную среду и выстраивает взаимоотношения между предметом и пространством, иерархию его элементов.

Объекты с различными функциями, масштабами и тематиками – от крупных музейных комплексов до небольших галерей – демонстрируют возможности света не только как средства освещения предметов и интерьеров, но и как способа обозначения отношений между основными участниками музейной коммуникации, между двумя ключевыми его элементами: местом и предметом хранения.

Выбранные экспозиционные проекты наглядно демонстрируют, как свет моделирует пространство и модерирует происходящее в пространстве – с помощью, белого, черного или смешения цветов.

Смысловые блоки располагаются таким образом, чтобы показать усиление роли и воздействия света – от «белого куба» к «черному ящику» – и одновременно столкнуть два основных концептуальных течения в экспозиционном дизайне и архитектуре последних десятилетий. Концепция черного ящика, в котором выставленные предметы подсвечиваются как драгоценные камни в шкатулке с сокровищами, противопоставляется стерильности белого куба.

Визуальный ряд поддерживает смысловой. Свет движется на фотографиях от светлого к темному, от спокойной атмосферы, в которой предметы и пространство кажутся равнозначными, к визуальному исчезновению пространства и усилению роли предмета.

Физическая оболочка музея трансформируется, постепенно исчезая, а свет сначала соединяет предмет с пространством и затем разъединяет их.

Каждый из фотографов по-своему видит и репрезентирует эту игру света и пространства, по-своему расставляет акценты, обращая внимание на предмет, архитектурные элементы и детали. Однако каждый снимок точно передает взаимодействие, диалог между светом и предметом, начатый архитектором и продолжающийся в воображении зрителя.

Ксения Сурикова


Музей Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербург, 2012
Музей Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербург, 2012
Архитектура: BRIZstudio, Ирина Алексеева / Фотограф: Иван Сорокин
Флигель «Руина» Музея архитектуры им. А. В. Щусева Москва, 2017
Флигель «Руина» Музея архитектуры им. А. В. Щусева Москва, 2017
Архитектура: бюро «Рождественка» / Фотограф: Ирина Кудрявцева
Выставочное пространство чердака Зимнего дворца. Выставочный проект Юрия Молодковца «Новый Эрмитаж», Санкт-Петербург, 2006 Архитектура: мастерская «Витрувий и сыновья» Фотограф: Юрий Молодковец
Музей истории ГУЛАГа Москва, 2018
Музей истории ГУЛАГа Москва, 2018
Архитектура: бюро KONTORA Фотограф: Роман Суслов
Выставочное пространство чердака Зимнего дворца. Выставочный проект Юрия Молодковца «Новый Эрмитаж», Санкт-Петербург, 2006
Выставочное пространство чердака Зимнего дворца. Выставочный проект Юрия Молодковца «Новый Эрмитаж», Санкт-Петербург, 2006
Архитектура: мастерская «Витрувий и сыновья» Фотограф: Юрий Молодковец
Музей христианской культуры Санкт-Петербург, 2021
Музей христианской культуры Санкт-Петербург, 2021
Архитектура: «Шоу Консалтинг» Фотограф: Роман Стецков
Архитектура: мастерская «Витрувий и сыновья» Фотограф: Юрий Молодковец
Выставочное пространство чердака Зимнего дворца. Выставочный проект Юрия Молодковца «Новый Эрмитаж», Санкт-Петербург, 2006 Архитектура: мастерская «Витрувий и сыновья» Фотограф: Юрий Молодковец
Музей истории ГУЛАГа Москва, 2018
Музей истории ГУЛАГа Москва, 2018
Архитектура: бюро KONTORA Фотограф: Роман Суслов
Шоурум в Академии Штиглица Санкт-Петербург, 2021
Шоурум в Академии Штиглица Санкт-Петербург, 2021
Архитектура: AMD Architects Фотограф: Алиса Гиль
Музей христианской культуры Санкт-Петербург, 2021
Музей христианской культуры Санкт-Петербург, 2021
Архитектура: «Шоу Консалтинг» Фотограф: Роман Стецков
Музей российских железных дорог Санкт-Петербург, 2017
Музей российских железных дорог Санкт-Петербург, 2017
Архитектура: «Студия 44» Фотограф: Алексей Народицкий
Объекты и участники:

1. Галерея «Березка» (Санкт-Петербург, Алексей Левчук)

2. Восточное крыло Главного штаба (Санкт-Петербург, «Студия 44»)

3. Галерея архитектурной фотографии «Точка» (Санкт-Петербург, Serious Project)

4. Культурный центр Андрея Вознесенского (Москва, архитектурное бюро Planet9)

5. Музей Фаберже в Шуваловском дворце (Санкт-Петербург, BRIZstudio /Ирина Алексеева/)

6. Музей христианской культуры (Санкт-Петербург, «Шоу Консалтинг»)

7. Музей истории ГУЛАГа (Москва, архитектурное бюро KONTORA)

8. Шоурум в Академии им. Штиглица (Санкт-Петербург, AMD Architects)

9. Флигель «Руина» Музея архитектуры им. А. В. Щусева (Москва, архитектурное бюро «Рождественка»)

10. Музей российских железных дорог (Санкт-Петербург, «Студия 44»)

11. Выставочное пространство чердака Зимнего дворца. Выставочный проект Юрия Молодковца «Новый Эрмитаж» (Санкт-Петербург, архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья»)

12. Галерея Ruаrts (Москва, архитектурное бюро ATRIUM)



Авторы фотографий:

Алиса Гиль – фотохудожник, выпускница СПГХПА им. А. Л. Штиглица, лауреат международных фестивалей, участница выставок в Европе и России; фотоработы публикуются в периодических изданиях, связанных с архитектурой и искусством. Резидент онлайн-галереи «Эксперимент».

Иван Сорокин – интерьерный фотограф, входит в топ-10 интерьерных фотографов по версии журнала «АРХИДОМ». Работы публиковались во всех профильных глянцевых изданиях России, включая SALON Interior, AD, Elle Decoration, «Интерьер+Дизайн», DOMUS, «Лучшие интерьеры», «Красивые квартиры», «Идеи вашего дома» и др., а также в итальянских, бразильских и немецких печатных и сетевых интерьерных изданиях.

Роман Суслов – репортажный и интерьерный фотограф, активно сотрудничает с ресторанными проектами.

Алексей Народицкий – архитектурный фотограф. Учился в МГХПУ им. С. Г. Строганова. Член Союза художников России с 2000 года. Сотрудничает с российскими и зарубежными журналами, такими как Domus, ELLE Decoration, AD, «Проект Россия», «Проект Балтия», Interni, Abitare, Tatlin, Mark, Frame. Иллюстрировал многие книги по искусству и архитектуре.

Роман Стецков – репортажный и документальный фотограф, сотрудничает с новостными и лайфстайл-изданиями.

Юрий Молодковец – фотограф-художник Государственного Эрмитажа, автор фотографий к каталогам и альбомам коллекций Эрмитажа, к книгам по архитектуре и истории Санкт-Петербурга. Член редакционных советов журналов «Эрмитаж» и «Проектор», арт-директор журнала «Адреса Петербурга». Юрий сотрудничает с зарубежными и отечественными журналами, арт-изданиями в сфере искусства, архитектуры, дизайна. Автор многочисленных персональных фотовыставок. Работы фотографа находятся в собраниях российских музеев и в частных коллекциях России, Франции, Великобритании и США.

Даниил Анненков – архитектурный и интерьерный фотограф. Работает с ведущими бюро России. Фотографии, сделанные Даниилом, можно встретить во всех важных архитектурных изданиях. Среди работ - фотосъемка Дома культуры "ГЭС-2", винодельни "Скалистый берег", высокогорного ресторана в Хибинах, школы Wunderpark, жилого комплекса "Садовые кварталы" и другие проекты.

Ирина Кудрявцева – архитектор, архитектурный и интерьерный фотограф. Работа с ведущими российскими бюро, публикации в архитектурных журналах.


Выставка организована издательским домом «Балтикум» (журнал «Проект Балтия»). Куратором выступает Ксения Сурикова – экспозиционер, музейный проектировщик, автор монографии «Музей: архитектурная история».
Партнер выставки: компания aledo (www.aledo-pro.ru)