«Черно-белый Татарстан». Персональная выставка Андрея Артиса
25.02.23 - 24.07.23 | Куратор: Марсель Искандаров
«Черно-белый Татарстан» – серия снимков, выполненных казанским фотохудожником Андреем Артисом в монохромном режиме и посвященных архитектурным достопримечательностям Татарстана. Кадры раскрывают многообразие зодчества Казани и иных локаций республики, таких как Иннополис, Болгар, Елабуга, Высокогорский район, Лаишевский район. В фокусе камеры – Казанский кремль, Дворец земледельцев, Белая мечеть и мечеть Кул-Шариф, собор Казанской иконы Божией Матери, Спасская башня, Национальный музей Республики Татарстан, Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала, центр семьи «Казан», Университет «Иннополис», Дворец водных видов спорта, современные жилые комплексы.
Андрей Артис предлагает взгляд на архитектуру через фильтр монохромности. Такой подход позволяет исключить цветовые акценты и сконцентрироваться в первую очередь на силуэте, форме и пластике фасадов зданий. Черно-белые «архитектурные портреты» показывают, что свет и тень – те средства, при помощи которых мастер выявляет богатство и разнообразие зодчества как формы реальности и искусства. «Резкий, контрастный графический язык работ Артиса образно иллюстрирует некий драматизм творческого противостояния в зодчестве Татарстана. <…> Татарстан обретает собственную яркую, зачастую декларативную, идентичность, чьи архитектурные контуры и идеалы вызревают в дискуссионном котле строительной практики», – подчеркивает куратор выставки Марсель Искандаров.
Андрей Артис – член Союза фотографов Республики Татарстан и Союза фотохудожников России, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Его серия работ «Казань черно-белая» была отмечена бронзовой медалью на международном конкурсе MonoVisions Photography Awards 2021 в категории «Архитектура». Фотогалерея «Точка» открывает первую персональную выставку фотографа, где представлены ранее не экспонировавшиеся снимки зданий и сооружений Татарстана.
Вверх, Казань, Татарстан, Россия, 2020
Улий, Казань, Татарстан, Россия, 2020
Балконы, Казань, Татарстан, Россия, 2020
Церковь Казанской иконы Божией Матери, село Шапши, Высокогорский район, Татарстан. Апрель 2022
Архитектор неизвестен. 1809
Центр семьи «Казан», Казань. 2020
Архитектор Дашинима Намдаков. 2012–2013
Церковь Рождества Христова, село Шуран, Лаишевский район, Татарстан. Январь 2023
Архитектор неизвестен. 1735
Университет «Иннополис», город Иннополис, Татарстан. 2021
Архитекторы: Антон Цыбисов и Яна Самакаева. 2015
Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала, Казань. 2022
Архитекторы: Георгий Горлышков, Юрий Корнеев, Федор Евсеев, Георгий Хаджин, Наталья Шебалина и Мунир Агишев. 1972–1982
Дворец земледельцев, Казань. 2020
Архитектор Леонид Горник. 2008–2010
Жилой комплекс «Европейский», Казань. 2021
Архитекторы: Дмитрий Величкин, Николай Голованов и Александр Шевченко. 2008
Введенская церковь (церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы), село Хохлово, Высокогорский район, Татарстан. Апрель 2022
Архитектор неизвестен. Не ранее 1704
Белая мечеть, Болгар, Татарстан. 2020
Архитектор Сергей Шакуров. 2012
манифест
«Черно-белый Татарстан». Персональная выставка Андрея Артиса
Существует распространенное медийное клише, описывающее Татарстан как географический и цивилизационный стык/взаимодействие/конфликт двух культур: обобщенной западной/европейской и восточной/азиатской. Эта культурная и несколько образная дихотомия действительно способна служить определенной линзой, сквозь которую можно взглянуть – и попытаться осмыслить не только социально-культурную реальность названного региона России, но и его архитектуру, ее внутренние творческие мотивации и характер.
Полюсные контрасты архитектуры Татарстана в фотоработах Андрея Артиса удачно выражены гипертрофированной, доведенной почти до трафаретной графики, монохромностью. Звонкое, жесткое, лишенное нюансов звучание изображений зданий и архитектурных пейзажей четко – как будто паспортно – презентует некоторые наиболее яркие и знаковые объекты, чьей чередой достаточно характерно представлен архитектурный ландшафт Татарстана начала XXI века.
Часть работ Артиса демонстрирует постройки программно-современного, даже футуристического, облика. Действительно, руководство республики позиционирует ее как территорию инноваций, и эта установка определяет стиль наиболее крупных и значимых административных и государственных объектов.
Полярный образ представлен в экспозиции зданиями исторической и ретроспективной направленности. Дань историческому долгу по сохранению наследия, прагматично сочетающуюся с туристическим бизнесом, отдают в Татарстане в крупных восстановительно-реконструктивных проектах. Наряду с традиционной реставрацией объектов культурного наследия и просто старинных зданий в республике развиты направления радикального историзма и фантазийной параисторической реконструкции в новом строительстве, также нарочито тяготеющие к западным или восточным векторам.
Масштаб, организованность и характер административного регулирования крупных архитектурно-градостроительных проектов в Татарстане особым способом детерминируют облик и даже образы зодчества. Примечательно, что его стилевым прототипом является ультрасовременная мировая архитектура, авторская и экспериментальная в своих лучших примерах. Плоды этого направления также зафиксированы в фотографиях на выставке. Запечатленные на снимках объекты интересны еще и поиском баланса между авторским свободным творчеством и влиянием воли и установок заказчика, которым в данных проектах выступает не частное лицо или бизнес, но государственные структуры со своими задачами и целеполаганием.
Резкий, контрастный графический язык работ Артиса образно иллюстрирует некий драматизм творческого противостояния в зодчестве Татарстана. Лаконично, стилистически корректно запечатленные постройки хрестоматийно четко репрезентируют упомянутую выше дихотомичность, в какой-то мере даже конфликтность, архитектурно-культурной реальности. Татарстан обретает собственную яркую, зачастую декларативную, идентичность, чьи архитектурные контуры и идеалы вызревают в дискуссионном котле строительной практики, спектр которой так емко и полновесно представлен в работах Артиса.
Марсель Искандаров
Станция метро «Аметьево», Казань. 2020
Архитекторы: Азат Мустафин и Николай Ромашкин-Тиманов. 2005
Спасская башня, Казань. 2020
Архитекторы: Постник Яковлев и Иван Ширяй. 1556–1562
Собор Казанской иконы Божией Матери, Казань. 2020
Архитектор Иван Старов. 1798–1808
Ночная Казань. 2019
Национальный музей Республики Татарстан, Казань. 2022
Архитектор Филипп (Федор) Емельянов. 1800–1815
Мечеть Кул-Шариф, Казань. 2020
Архитекторы: Андрей Головин, Искандер Сайфуллин, Айвар Саттаров, Михаил Сафронов и Сергей Шакуров. 1996–2005
Казанский кремль. 2021
X–XVI вв.
Жилой комплекс «Лазурные небеса», Казань. 2021
Архитекторы: Персональная творческая мастерская Р. Р. Аитова и проектная мастерская «Агхай». 2006–2013
Жилой комплекс «Кристалл», Казань. 2021
Архитекторы: Дмитрий Величкин и Николай Голованов. 2005–2009
Дворец водных видов спорта, Казань. 2020
Архитекторы: Сергей Чобан и Сергей Кузнецов. 2008–2012