Руинированные памятники античной ойкумены, представленные на снимках, восстановлены с разной степенью полноты и точности. Притягательность фотографий, сделанных Максимом Атаянцем, кроется в артистизме демонстрации тектонических сил, пронизывающих пространства, наполняющих архитектурные формы, некогда отторгнутые друг от друга временем и людьми. Удивляет мастерство, с которым автор дает нам представление о закономерностях ордерных композиций при разобщенности деталей.
В сериях снимков предельно точно зафиксировано разнообразие видов научной консервации, реставрации и реконструкции: погружение в грунт, натурное свободное макетирование отдельных форм на поверхности земли, анастилоз. Воспитывая у зрителя избирательность взгляда, автор фотографий не реконструирует мысленно сооружение из обломков, но, визуально подчеркивая рукотворную подлинность, дает нам представление о целостности образов ордерной архитектуры.
В объективе своей фотокамеры Максим Атаянц восстанавливает ордерную логику, а его архитекторская зоркость позволяет возродить в нашем сознании ордерный порядок и заполнить пространственную пустоту представлением о месте и художественных качествах навсегда утраченных элементов.
Автор привлекает наше внимание к разнообразным типам архитектурных сооружений в античных городах, невольно побуждая нас всматриваться вглубь пространственно-планировочных структур нимфеев, колонных улиц, перистасисов, идущих вдоль целл, и портиков (тем самым неживое делая живым).
Фотокамера зодчего подчеркивает различные образы напряженности пространства, зафиксированные в утонениях колонн, собранных щетью; в контрасте сильной клинчатой перемычки из крупных блоков и слабой линии бус и катушек портала; в мягкости резьбы антропоморфных узоров, в брутальности порезок глифов архаических фризов.
Интонационно разнообразные снимки представляют и бесстрастность ритма коринфских капителей, и ярость апотропеев – масок горгоны с устрашающим взором, и мягкую инфлексию угловых капителей перистильного храма, и фактурное разнообразие ионических антаблементов, и ордерную риторику арочных тетрапилонов.
Архитектурные фотографии археологического наследия, представленные Максимом Атаянцем, воспроизводят правду ордера как открыто-закрытой системы – это видимая ордерология, позволяющая почувствовать, казалось бы, навсегда утраченную пространственную свободу и тектоническую силу.
Елена Блинова