Рукотворная подлинность. Античная архитектура в объективе Максима Атаянца
30.11.22‒23.02.23 | Куратор: Елена Блинова
Многие знают Максима Атаянца как блестящего графика и зодчего. Еще одна грань его творчества – фотография. Для Атаянца это не просто средство запечатления какого-то важного архитектурного объекта, но и отдельное произведение, приглашающее зрителя к размышлению.

На выставке в «Точке» можно увидеть римский город Лептис-Магна на территории нынешней Ливии, греческий Селинунт на Сицилии, античный храм в Гарни в Армении и поселение Гераса (ныне Джараш в Иордании). Памятники древности взяты из всех частей Старого Света, где некогда владычествовала греко-римская цивилизация.

Эти памятники объединены не только взглядом Максима Атаянца и не только принадлежностью к одной эпохе, но и тем, что сами формы представленных руин рукотворны. Это плод кропотливой работы реставраторов, которые из разбросанных элементов архитектуры и обломков восстановили объекты максимально близко к их изначальному состоянию. Называется такой метод – анастилоз, от греческого αναστήλωσις (тот же корень, что звучит в имени Анастасия – «возрождающая»).
ЛЕПТИС МАГНА
ЛЕПТИС МАГНА
Базилика Септимия Севера
ЛЕПТИС МАГНА
ЛЕПТИС МАГНА
Колоннады возле театра
ЛЕПТИС МАГНА
ЛЕПТИС МАГНА
Ионическая колонна возле загородных терм
ЛЕПТИС МАГНА
ЛЕПТИС МАГНА
Арка-тетрапилон Септимия Севера
ГЕРАСА
ГЕРАСА
Колоннада большой площади
ГЕРАСА
ГЕРАСА
Фрагменты пропилеев храма Артемиды
ГЕРАСА
ГЕРАСА
Храм Артемиды и колонные улицы
ГЕРАСА
ГЕРАСА
Стволы колонн главной улицы
ГЕРАСА
ГЕРАСА
Колонны возле театра
ГЕРАСА
ГЕРАСА
Термы
ГАРНИЙСКИЙ ХРАМ
ГАРНИЙСКИЙ ХРАМ
Потолок пронаоса
ГАРНИЙСКИЙ ХРАМ
ГАРНИЙСКИЙ ХРАМ
ГАРНИЙСКИЙ ХРАМ
ГАРНИЙСКИЙ ХРАМ
Ионический антаблемент
СЕЛИНУНТ
СЕЛИНУНТ
Храм Е
СЕЛИНУНТ
СЕЛИНУНТ
Храм G
ЛЕПТИС МАГНА
ЛЕПТИС МАГНА
Базилика Септимия Севера
ЛЕПТИС МАГНА
ЛЕПТИС МАГНА
Рынок, капитель
ЛЕПТИС МАГНА
ЛЕПТИС МАГНА
Колонная улица перед форумом Септимия Севера
ЛЕПТИС МАГНА
ЛЕПТИС МАГНА
Рынок
«В персональной экспозиции Максима Борисовича мы продолжаем исследование архитектурной руины, – комментирует куратор галереи "Точка" Владимир Фролов. – Наш предыдущий герой, Арсений Котов, снимает заброшенные здания советской эпохи. Максим Борисович возвращает нас к истокам эстетики руин – к античности. И здесь в еще большей мере, чем у Арсения, мы можем убедиться в исключительной важности описываемого мотива в изобразительном искусстве: руина позволяет нам осознать силу времени и природных процессов разрушения, но в тот же миг восстановить, дорисовать в воображении первоначальный облик строений. Мы фактически приглашены к сотворчеству и с фотографом, и с древним строителем».
Руинированные памятники античной ойкумены, представленные на снимках, восстановлены с разной степенью полноты и точности. Притягательность фотографий, сделанных Максимом Атаянцем, кроется в артистизме демонстрации тектонических сил, пронизывающих пространства, наполняющих архитектурные формы, некогда отторгнутые друг от друга временем и людьми. Удивляет мастерство, с которым автор дает нам представление о закономерностях ордерных композиций при разобщенности деталей.

В сериях снимков предельно точно зафиксировано разнообразие видов научной консервации, реставрации и реконструкции: погружение в грунт, натурное свободное макетирование отдельных форм на поверхности земли, анастилоз. Воспитывая у зрителя избирательность взгляда, автор фотографий не реконструирует мысленно сооружение из обломков, но, визуально подчеркивая рукотворную подлинность, дает нам представление о целостности образов ордерной архитектуры.

В объективе своей фотокамеры Максим Атаянц восстанавливает ордерную логику, а его архитекторская зоркость позволяет возродить в нашем сознании ордерный порядок и заполнить пространственную пустоту представлением о месте и художественных качествах навсегда утраченных элементов.

Автор привлекает наше внимание к разнообразным типам архитектурных сооружений в античных городах, невольно побуждая нас всматриваться вглубь пространственно-планировочных структур нимфеев, колонных улиц, перистасисов, идущих вдоль целл, и портиков (тем самым неживое делая живым).

Фотокамера зодчего подчеркивает различные образы напряженности пространства, зафиксированные в утонениях колонн, собранных щетью; в контрасте сильной клинчатой перемычки из крупных блоков и слабой линии бус и катушек портала; в мягкости резьбы антропоморфных узоров, в брутальности порезок глифов архаических фризов.

Интонационно разнообразные снимки представляют и бесстрастность ритма коринфских капителей, и ярость апотропеев – масок горгоны с устрашающим взором, и мягкую инфлексию угловых капителей перистильного храма, и фактурное разнообразие ионических антаблементов, и ордерную риторику арочных тетрапилонов.

Архитектурные фотографии археологического наследия, представленные Максимом Атаянцем, воспроизводят правду ордера как открыто-закрытой системы – это видимая ордерология, позволяющая почувствовать, казалось бы, навсегда утраченную пространственную свободу и тектоническую силу.

Елена Блинова
Максим Атаянц


Максим Атаянц – заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук. Видный представитель неоклассического направления в зодчестве. Известный художник-график, чьи произведения хранятся в Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее архитектуры им. А. В. Щусева и других российских и зарубежных собраниях. В ходе своих путешествий, посвященных изучению античных древностей, Максим Атаянц не только зарисовывает, но и фотографирует памятники. Познакомиться со снимками можно на телеграм-канале архитектора:

Подробнее
Елена Блинова


доктор искусствоведения, профессор кафедры искусствоведения и педагогики искусства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, профессор кафедры истории архитектуры и сохранения архитектурного наследия Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина. Автор докторской диссертации на тему «Художественные принципы становления и развития архитектурного ордера в Санкт-Петербурге».
Партнер выставки: компания aledo (www.aledo-pro.ru)