Промышленность за два прошедших века изменила лицо города. Трудно себе представить крупный региональный центр, где не было бы следов индустриализации. Порождения промреволюций – крупные заводы и фабрики, ставшие средоточиями производства товаров, но в неменьшей степени и самого человека модерна. Однако вот уже более полувека ситуация меняется и мир переходит в фазу так называемой постиндустриальности. В результате значительное число «серых» или «коричневых» территорий (зависит от предпочтений картографа) оказались вакантными, чтобы пережить трансформацию – превратиться в жилую, общественную либо деловую зону. Покинутые промышленниками объекты составили совершенно особую натуру, которая во всем мире оказалась предметом художественного осмысления. Вероятно, самый яркий пример подобного – кинолента «Сталкер» (1979) Андрея Тарковского, где таллинский квартал Ротерманни с его иррациональной геометрией, возникшей в результате сугубо прагматического строительства, инициированного некогда Кристианом Абрахамом Ротерманном, предстал в качестве сцены для фантастического сюжета, «дистопии». С тех пор квартал преобразился, став модной локацией, наполненной целым рядом современных функций, но не потерял и своей уникальной атмосферы, которая столь впечатлила советского режиссера. Так случилось во многом потому, что архитекторы, реновировавшие квартал, были вдохновлены своеобразием элеваторов и складов и проектировали новые компоненты «ансамбля», переосмысляя контекст, а не пытаясь его перечеркнуть.
Фотографический open call «Казань postindustrial» – это предложение пойти по следам Тарковского, присмотреться к особым и неповторимым чертам заводов и фабрик столицы Татарстана. Запечатлеть сегодняшнее и вероятно недолговечное состояние этих территорий. В какой-то степени это взгляд на руины модернизма (и того, что ему предшествовало в XIX веке), взгляд назад, который необходим для сохранения памяти о начальной точке движения. В самом деле, заводы и фабрики – в определенном отношении гости города, в отличие от его домашних: жилых и общественных зданий, храмов и торговых объектов. Они пришли, однако вот уже оставляют город, как и предсказывал, между прочим, художник Малевич.
Фотограф, подобно кинорежиссеру, способен не только запечатлеть само пространство, но также дать почувствовать его характер. Возможно, именно последний и есть то самое ценное, что следует сохранить, открывая новую страницу развития территории. Ведь утрата характера (все равно что потеря лица) ведет к забвению и руинизации уже не только материального окружения, но и самого человека, его внутреннего мира. Фотограф же здесь пролагает путь зодчему и дизайнеру, а затем и горожанину, подсказав, на что стоит смотреть и смотреть.
Владимир Фролов