АРХИКАДР-II: Казань postindustrial
29.10.24-03.02.25 | Куратор: Владимир Фролов
Итоги проекта «АРХИКАДР-II: Казань postindustrial» были впервые представлены 22–24 августа 2024 года в рамках VIII архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги» в Казани – в формате выставки под открытым небом – во дворе Присутственных мест Казанского кремля.

Open call «АРХИКАДР-II: Казань postindustrial» проходил в августе 2024 года и был посвящен теме промышленной архитектуры Казани. Он стал логическим продолжением прошлогоднего проекта «АРХИКАДР-I: Шедевры Красногвардейского», в центре внимания которого была позднесоветская и современная архитектура Красногвардейского района Санкт-Петербурга. «АРХИКАДР-II: Казань postindustrial» акцентировал внимание фотографов на другой теме – памятниках индустриального зодчества столицы Татарстана. Куратором проекта выступил искусствовед, директор издательского дома «Балтикум» и куратор архитектурной фотогалереи «Точка» Владимир Фролов.

Экспертный совет, включающий в себя архитекторов, фотографов и историков архитектуры из Казани, Москвы и Санкт-Петербурга, рассмотрел снимки 20 фотографов, поучаствовавших в open call, и отобрал 10 финалистов, взяв у каждого по две работы, так что выставка была сформирована диптихами, запечатлевшими по большей части уже не функционирующие по своему первоначальному назначению фабрики. В результате зритель смог увидеть отражение двух эпох через архитектуру завода братьев Крестовниковых и здание «Нэфис» на улице Тукая, медленное увядание бывшего завода «Сантехприбор» в Адмиралтейской слободе – на пересечении улиц Клары Цеткин и Урицкого, возвышающуюся, словно маяк, башню пивоваренного завода Петцольда, «междумирье» фабрики Алафузова и стеклянную «ленту» ныне не существующего завода «Тасма».

В процессе создания снимков фотографы обращались к различным визуальным средствам. Это и передача ассоциаций, связанных с производственной функцией здания, посредством использования двойной экспозиции, и внимание к фактуре обнаженного кирпича заброшенного завода, и нарочитая жизнерадостность ярких цветов ныне увядающей постройки, и пойманный в осколках зеркала призрак прошлого места, и суровая геометрия утилитарных советских зданий, и мистическая атмосфера встречи промышленности с современным искусством.

манифест
АРХИКАДР-II:
Казань postindustrial

Промышленность за два прошедших века изменила лицо города. Трудно себе представить крупный региональный центр, где не было бы следов индустриализации. Порождения промреволюций – крупные заводы и фабрики, ставшие средоточиями производства товаров, но в неменьшей степени и самого человека модерна. Однако вот уже более полувека ситуация меняется и мир переходит в фазу так называемой постиндустриальности. В результате значительное число «серых» или «коричневых» территорий (зависит от предпочтений картографа) оказались вакантными, чтобы пережить трансформацию – превратиться в жилую, общественную либо деловую зону. Покинутые промышленниками объекты составили совершенно особую натуру, которая во всем мире оказалась предметом художественного осмысления. Вероятно, самый яркий пример подобного – кинолента «Сталкер» (1979) Андрея Тарковского, где таллинский квартал Ротерманни с его иррациональной геометрией, возникшей в результате сугубо прагматического строительства, инициированного некогда Кристианом Абрахамом Ротерманном, предстал в качестве сцены для фантастического сюжета, «дистопии». С тех пор квартал преобразился, став модной локацией, наполненной целым рядом современных функций, но не потерял и своей уникальной атмосферы, которая столь впечатлила советского режиссера. Так случилось во многом потому, что архитекторы, реновировавшие квартал, были вдохновлены своеобразием элеваторов и складов и проектировали новые компоненты «ансамбля», переосмысляя контекст, а не пытаясь его перечеркнуть.

Фотографический open call «Казань postindustrial» – это предложение пойти по следам Тарковского, присмотреться к особым и неповторимым чертам заводов и фабрик столицы Татарстана. Запечатлеть сегодняшнее и вероятно недолговечное состояние этих территорий. В какой-то степени это взгляд на руины модернизма (и того, что ему предшествовало в XIX веке), взгляд назад, который необходим для сохранения памяти о начальной точке движения. В самом деле, заводы и фабрики – в определенном отношении гости города, в отличие от его домашних: жилых и общественных зданий, храмов и торговых объектов. Они пришли, однако вот уже оставляют город, как и предсказывал, между прочим, художник Малевич.

Фотограф, подобно кинорежиссеру, способен не только запечатлеть само пространство, но также дать почувствовать его характер. Возможно, именно последний и есть то самое ценное, что следует сохранить, открывая новую страницу развития территории. Ведь утрата характера (все равно что потеря лица) ведет к забвению и руинизации уже не только материального окружения, но и самого человека, его внутреннего мира. Фотограф же здесь пролагает путь зодчему и дизайнеру, а затем и горожанину, подсказав, на что стоит смотреть и смотреть.


Владимир Фролов


Финалисты open call «АРХИКАДР-II: Казань postindustrial»:
Виталий Айгулев
Здания товарищества «Братья Крестовниковы»и современное здание «Нэфис»
На первом кадре, сделанном методом двойной экспозиции, я хотел передать, как переход улицы Тукая меняет эпоху, а современное здание завода братьев Крестовниковых так же органично отражает свою эпоху в архитектуре, как и его предшественник. До съемки новое здание «Нэфис» не вызывало у меня эмоций. Но когда я посмотрел на него отдельно от общей обстановки, то увидел в его формах мыло – один из главных продуктов завода. На втором кадре методом двойной экспозиции я стараюсь передать это сходство. Здания завода братьев Крестовниковых располагаются вдали от туристических маршрутов, в связи с чем часть упомянутых построек всё еще ждут реставрации. На третьем кадре разница в естественной освещенности аварийного и восстановленного зданий сама указывает масштаб работы для сохранения известного промышленного объекта XIX века.
Камилла Шаймарданова
Завод Петцольда
Развитие промышленности в Казани – один из ключевых моментов в истории города. Немаловажное значение в становлении и развитии архитектуры сыграли завод братьев Крестовниковых и пивоваренный завод Петцольда. Здания этих заводов являются объектами культурного наследия, образцом промышленной архитектуры конца XIX – начала XX века. Оба объекта расположены на берегу озера Кабан, вдоль пешеходных прогулочных путей, что позволяет рассмотреть как объемы зданий, так и детали фасадов. Посредством данной серии фотографий я хотела взглянуть на столь уникальные объекты промышленной архитектуры более детально, рассмотреть фактуру и художественные элементы декора фасадов, сочетание материалов и прикладных искусств. Объекты промышленной архитектуры сегодня имеют огромный потенциал для города, жителей, для истории, для будущего.
Никита Перфильев
Тасма
ТАСМА – игра слов: ТАтарские Светочувствительные МАтериалы, а в переводе с татарского – «лента». Завод был основан в 1933 году в Казани, сначала он назывался фабрикой кинопленки № 8, позже – Казанским химическим заводом им. В. В. Куйбышева. Сейчас полностью уничтожен.

* ООО «НПП «Тасма» продолжает, хотя и не в значительных объемах, производство светочувствительных пленочных материалов, являясь единственным в своем роде предприятием в России и СНГ.
Артем Дергунов
Летний вечер на территории казанского речного порта

Брезент закрывающий ремонтируемое здание Льнокомбината в Кировском районе.
Дамир Ханифуллин
Фабрика Алафузова
Я вижу, как льнокомбинат Алафузова находится сразу в прошлом и будущем, словно застрял в междумирье. С одной стороны, здание комбината пытается быть модным лофтом и арт-кластером – центром притяжения креативных людей, а с другой – его заброшенные цеха в своей полутьме хранят память о промышленных временах. Часть территории украшена граффити и инсталляциями, остальное пространство закрыто для посетителей или спрятано от глаз грубыми заплатками. Бывший льнокомбинат очаровывает и пугает, оставляя надежду, что в будущем его метаморфоза завершится окончательно.
Камила Халитова
Фабрика Алафузова. Льнокомбинат им. В. И. Ленина
Необъяснимое чувство тревоги, сплетенное с горечью диссимиляции – утраты функции созидания, которая была подменена ее имитацией.
Лия Хакимова
Алафузовские мануфактуры / Завод «Сантехприбор»
Алафузовские мануфактуры
В этом месте мне нравятся две вещи: во-первых, месторасположение, а именно близость с живописным старым руслом Казанки; во-вторых – то, что объект получил вторую жизнь как арт-площадка для различных мероприятий. Это – уникальное пространство для города.

Завод «Сантехприбор»
Не заметить цех невозможно, его фасады растянулись от перекрестка до перекрестка. Проезжая мимо, каждый раз грустно наблюдаешь за постепенной смертью объекта. Окружающую среду реставрируют, и хотелось бы, чтобы и у этой территории была вторая жизнь.
Камилла Прокопьева
Серия снимков «Сантехприбор»
Территория бывшего завода «Сантехприбор» в Адмиралтейской слободе, на пересечении улиц Клары Цеткин и Урицкого.

Архитектурное индустриальное наследие представляет собой важный аспект культурного и исторического наследия, который отражает развитие общества в эпоху промышленной революции и последующих периодов.
Как показывает практика, такие объекты носят временный характер. Производства останавливаются, компании разваливаются, но здания остаются, и зачастую судьба их пускается на самотек. Важно и нужно переосмысливать подобные пространства, чтобы они жили дальше, потому как они являются частью уникального культурного кода города.
Максим Шалагин
Казанский механический завод «Сантехприбор»
Данный объект, помимо своего нынешнего состояния, безусловно привлекает тем, что он является наследием нескольких эпох. На одной стороне улицы – утилитарные советские здания, состоящие из прямых углов бетонных плит, кирпичей и стеклоблоков; на другой – фасады старинных корпусов, напоминающие особняк зажиточного горожанина. Однако объединяют это все упадок, в котором пребывают здания завода, и запустение, виднеющееся через дыры в заборах. Через них можно посмотреть на многое, но не увидеть главного – дальнейшей судьбы места.

Что бы ни возникло на месте завода, «шарм» заброшенного будет утерян. И сохранить этот «шарм» заставляет его необъяснимая притягательность, а фотография является отличным (и чуть ли не единственным) инструментом такого сохранения.
Лана Тарасенко
Портовая
Портовая улица долгое время была депрессивной территорией на карте города, но уже теперь идет работа по реновации этого места.

В 2022 году я впервые услышала о реновации, об огромном городском проекте – и решила, что просто обязана запечатлеть эту территорию до тотального обновления. Мне хотелось увековечить жизнь этой территории до начала ее трансформации, неспешную, но в то же время уже как бы предвкушающую наступление чего-то грандиозного, о чем свидетельствуют КамАЗы, горы песка и надвигающаяся вдалеке новая застройка
Экспертный совет проекта
  • Ильсияр Тухватуллина
    главный архитектор Казани
  • Марьям Тазиева
    преподаватель по специальности «Техника и искусство фотографии» Казанского торгово-экономического техникума, эксперт национального чемпионата «Профессионалы» по компетенции «фотография»
  • Георгий Козлов
    преподаватель по специальности «Техника и искусство фотографии» Казанского торгово-экономического техникума, эксперт национального чемпионата «Профессионалы» по компетенции «фотография»
  • Игнат Цоколаев
    фотограф (Казань)
  • Алексей Ураков (Серпов)
    фотограф (Казань)
  • Ангелина Бородкина
    архитектор (Казань)
  • Марсель Искандаров
    архитектор и теоретик архитектуры (Казань)
  • Николай Васильев
    историк архитектуры, фотограф (Москва)
  • Алиса Гиль
    фотограф (Санкт-Петербург)
  • Владимир Фролов
    искусствовед, куратор архитектурной фотогалереи «Точка» (Санкт-Петербург)