Владимир Антощенков.
Вариации на архитектурные
темы
22.05.21‒05.08.21 | Куратор: Марина Никифорова
Работы, представленные в рамках проекта, – это вариационные формы на тему того или иного существующего сооружения, почти как в музыке. Развивая присущие выбранному архитектурному объекту пластические и тектонические темы, художник создает принципиально новые абстрактные изображения.

Фигуры автора и куратора в данном проекте условны. Большинство работ создавались совместно, в диалоге. В качестве прототипов были использованы фотоснимки как Владимира Антощенкова, так и Марины Никифоровой, а иногда и вовсе стоковые изображения знаковых архитектурных объектов.
Карта
Карта
Владимир Антощенков
Сиамские близнецы
Сиамские близнецы
Владимир Антощенков при участии Марины Никифоровой
Кристалл
Кристалл
Владимир Антощенков при участии Марины Никифоровой
Эффектная композиция
Эффектная композиция
Владимир Антощенков
Строгая симметрия
Строгая симметрия
Владимир Антощенков
Бурлеск
Бурлеск
Владимир Антощенков при участии Марины Никифоровой
Странная структура
Странная структура
Владимир Антощенков при участии Марины Никифоровой
от автора
Владимир
Антощенков
Поскольку архитектуру нередко называют «застывшей музыкой», то неудивительно появление идеи применить к ней форму вариаций, широко использовавшуюся в музыке композиторами всех эпох. Например, Брамс написал вариации на темы Генделя, Гайдна и Паганини. В 1966 году были созданы коллективные вариации 11 авторов на темы Шестнадцатой симфонии Мясковского.

Целью вариаций, на наш взгляд, может быть выявление возможностей формального развития исходного прототипа с целью создания новых художественных образов. Спектр варьирования может включать элементы шаржирования, но в основном вариации должны приводить к рождению полноценных художественных образов различного характера.
от куратора
Марина
Никифорова
«Обычная документальная архитектурная фотография стремится передать объект таким, каким хотел бы его видеть спроектировавший его зодчий. Это нормальный документальный подход, – рассуждает Владимир Антощенков в интервью журналу "Проект Балтия". – Но можно снять архитектурный объект так, как автор и не мог себе представить. Вот это, по сути, и есть художественная архитектурная фотография, особенно если она делается не для того, чтобы удивить, а для того, чтобы найти новый образ».

Но что, если пойти еще дальше в поисках нового образа – не ограничиваться необычным ракурсом и щелчком затвора, а заново применить к уже существующим зданиям те же методы формообразования, с помощью которых они и были возведены: растяжение и перекос, изгиб и скручивание?

Задание, с которого начинался курс «Основы композиции» Владимира Семеновича, заключалось в следующем. Первым делом студентам предлагалось уяснить разницу между композицией случайной и созданной человеческим умыслом, сравнив расположение бумажных прямоугольников, упавших как придется, с попыткой эту случайность имитировать. Понятно, что в первом случае разнообразие форм, образованных в результате наложения фигур друг на друга, было бóльшим. Композиция была дисгармоничной, но живой и интересной. Во втором случае угадывались осознанные методы и паттерны, к которым явно приложил руку человек. Затем начинались трансформации – плоскостную композицию из прямоугольников предлагалось превратить в аксонометрическую путем вдавливания и выдавливания фигур. Впрочем, самое интересное начиналось после. Отрешившись от привычного понимания трехмерного пространства, студенты должны были посмотреть на аксонометрию как на новую двухмерную композицию, в которой верхние, нижние и боковые грани фигур – это примыкающие друг к другу на плоскости многоугольники. Лишаясь глубины, композиция приобретала новые свойства, а ее автор – новые инструменты. Путем закрашивания бывших «граней» или стирания бывших «ребер» студенты получали новые сложные плоские фигуры, образовывающие другую, итоговую композицию.
Что, если пойти еще дальше в поисках нового образа – не ограничиваться необычным ракурсом и щелчком затвора, а заново применить к уже существующим зданиям те же методы формообразования, с помощью которых они и были возведены: растяжение и перекос, изгиб и скручивание?
Пожалуй, это упражнение – первый кусочек пазла, необходимого для понимания творческого метода «Вариаций на архитектурные темы».

Теперь обратимся к фотографии. Конечно, упомянутое выше композиционное мышление достаточно хорошо прослеживается и в фотографиях Владимира Антощенкова. Однако немаловажен и другой, сугубо человеческий аспект. Внимательный глаз фотографа отыскивает среди зданий и их элементов сценки и сюжеты, наполненные человеческими чувствами. Переносит человеческие отношения и занятия на неодушевленные объекты – и здания начинают танцевать и замирать, дружить и ссориться. В случае «Вариаций на архитектурные темы» также важен антропоморфизм абстрактных изображений.

Наконец, обратимся к еще одной страсти художника – музыке. Владимир Антощенков играет на блокфлейте и занимается пением, он прекрасно знаком и с классическими, и с народными мелодиями. И конечно, он умеет эту музыку читать – понимать, как строится произведение. Итак, музыка – ключевой и самый важный аспект «Вариаций на архитектурные темы». Работы, представленные в рамках проекта, – это вариационные формы на тему того или иного существующего сооружения. Развивая присущие выбранному архитектурному объекту пластические и тектонические темы, художник создает принципиально новые абстрактные изображения.

Проект «Вариации на архитектурные темы» объединяет несколько ключевых направлений деятельности Владимира Семеновича Антощенкова: фотографию, композицию и музыку. Что же получается в итоге?

СКК или небоскребы Дефанса – перед непредвзятым взглядом художника равны все стили и эпохи.
СКК или небоскребы Дефанса – перед непредвзятым взглядом художника равны все стили и эпохи. Вариативные трансформации лишены оценочного суждения: изгибы, растяжения и скручивания – отнюдь не способ выразить симпатию или антипатию к тому или иному зданию и его автору. В результате архитектура будто бы освобождается от шелухи, от социальных, политических и идеологических наносов, мешающих воспринимать как пластическую сущность зданий, так и их чувственное содержание.
Изменение масштаба
Изменение масштаба
Владимир Антощенков
Маэстозо
Маэстозо
Владимир Антощенков
Верхом
Верхом
Марина Никифорова при участии Владимира Антощенкова
Впечатляющая пластика
Впечатляющая пластика
Владимир Антощенков
Вымысел
Вымысел
Владимир Антощенков при участии Марины Никифоровой
Дубляж
Дубляж
Марина Никифорова
Завершенность
Завершенность
Марина Никофорова
Светоносная композиция
Светоносная композиция
Владимир Антощенков при участии Марины Никифоровой
Изощренность
Изощренность
Владимир Антощенков

Владимир Антощенков

Архитектор, фотограф, скульптор. С 1973 года – доцент кафедры градостроительства ЛИСИ (ныне СПбГАСУ). Автор ряда фотоальбомов и выставок, посвященных Петербургу.

Подробнее