Дискуссия продолжила логику рассуждений, заданную мероприятиями архитектурной фотогалереи «Точка», созданной журналом «Проект Балтия» и петербургской Библиотекой и арт-резиденцией ШКАФ в 2020 году. Экспертам, которых пригласил куратор галереи и модератор беседы Владимир Фролов, предстояло задуматься о простом и в то же время неоднозначном вопросе: «Что такое архитектурная фотография?»
Спикерами события на «АРХ Москве» выступили архитектурные фотографы Ольга Алексеенко, Даниил Анненков и Наталия Меликова, архитектор Gorlenko Studio Алия Шигапова, стилист предметных и интерьерных съемок Мария Миненкова, руководитель отдела светодизайна компании INTILED Ульяна Виноградова и сооснователь журнала «[ДЛИНА ВОЛНЫ]» (2020), светодизайнер Влад Обласов.
Фотография – вид искусства, появившийся из потребности человека документировать жизнь. Этот аспект не ушел и тогда, когда к репортажной стороне жанра добавился художественный элемент. Именно его в своем выступлении раскрыла Наталья Меликова – магистр фотографии (Академия искусств в Сан-Франциско), бакалавр международных исследований Калифорнийского университета в Сан-Диего. «Важной стороной моего творчества является документация объекта. Я фотографирую дом Наркомфина с 2010 года, и приходила к этому зданию не один год, а несколько раз, снимала его с разных ракурсов. Сначала я фотографировала его как человек, увлеченный авангардом, потом – как коммерческий фотограф глянцевого журнала, позже – как художник. Одно и то же здание, снятое в разное время и с разными задачами, может выглядеть очень по-разному. Первые фотографии были сделаны, чтобы привлечь внимание к его судьбе – тогда, в 2010 году, он был полузаброшенным и нуждался в реставрации. Сейчас таким мы его не увидим, его недавно отреставрировали, он выглядит совершенно новым», – рассказала фотограф. По мнению Натальи, фиксация такого состояния «между» – важная миссия архитектурной фотографии. Спикер, кроме того, отметила, что в подобных кадрах важно запечатлеть «жизнь места»: людей, ходящих по коридорам, шероховатости поверхности и дефекты – все это раскрывает здание здесь и сейчас, а значит, позволяет наиболее ярко задокументировать его состояние.
Спикерами события на «АРХ Москве» выступили архитектурные фотографы Ольга Алексеенко, Даниил Анненков и Наталия Меликова, архитектор Gorlenko Studio Алия Шигапова, стилист предметных и интерьерных съемок Мария Миненкова, руководитель отдела светодизайна компании INTILED Ульяна Виноградова и сооснователь журнала «[ДЛИНА ВОЛНЫ]» (2020), светодизайнер Влад Обласов.
Фотография – вид искусства, появившийся из потребности человека документировать жизнь. Этот аспект не ушел и тогда, когда к репортажной стороне жанра добавился художественный элемент. Именно его в своем выступлении раскрыла Наталья Меликова – магистр фотографии (Академия искусств в Сан-Франциско), бакалавр международных исследований Калифорнийского университета в Сан-Диего. «Важной стороной моего творчества является документация объекта. Я фотографирую дом Наркомфина с 2010 года, и приходила к этому зданию не один год, а несколько раз, снимала его с разных ракурсов. Сначала я фотографировала его как человек, увлеченный авангардом, потом – как коммерческий фотограф глянцевого журнала, позже – как художник. Одно и то же здание, снятое в разное время и с разными задачами, может выглядеть очень по-разному. Первые фотографии были сделаны, чтобы привлечь внимание к его судьбе – тогда, в 2010 году, он был полузаброшенным и нуждался в реставрации. Сейчас таким мы его не увидим, его недавно отреставрировали, он выглядит совершенно новым», – рассказала фотограф. По мнению Натальи, фиксация такого состояния «между» – важная миссия архитектурной фотографии. Спикер, кроме того, отметила, что в подобных кадрах важно запечатлеть «жизнь места»: людей, ходящих по коридорам, шероховатости поверхности и дефекты – все это раскрывает здание здесь и сейчас, а значит, позволяет наиболее ярко задокументировать его состояние.
Важность архитектурной фотографии в процессе реставрации здания отметила и архитектор Алия Шигапова: «Основное направление архитектурной практики Gorlenko Studio – реставрация и приспособление памятников архитектуры. Это ювелирный процесс, и нам очень важно внимательно следить за различными изменениями в существующей конструкции здания. Фотофиксация стройки также имеет смысл с этой точки зрения, в дальнейшем она может помочь в реставрационном отчете. Тонны материалов мы пытаемся систематизировать и собрать в книги-зины. Обычно такой зин является дополнением к альбому концепции».
Превращение набора кадров в зин дополнительно фиксирует процесс развития здания и формирует целостный фотографический рассказ о жизни произведения и его трансформации – эта идея логически продолжает мысль Натальи Меликовой о рождении своеобразного эпоса про здание и об архитектурной фотографии как инструменте, позволяющем не просто запечатлеть момент, а рассказать целую историю. Алия отметила, что в процессе реализации проекта культурного центра «Мира» в Суздале, открывшегося в 2022 году, фотографии создавались каждую неделю на протяжении полутора лет, и их было сделано настолько много, что архитекторы решили выпустить книгу о проделанной работе и истории здания. На главный вопрос дискуссии Алия ответила так: «Лично для меня фотография – способ знакомства с объектом, попытка более внимательно понять структуру здания, увидеть детали, которые в дальнейшем могут послужить подсказками в наших новых решениях. Поэтому я стараюсь каждый кадр делать внимательно, думая о его смыслах и о дальнейшем их использовании».
Превращение набора кадров в зин дополнительно фиксирует процесс развития здания и формирует целостный фотографический рассказ о жизни произведения и его трансформации – эта идея логически продолжает мысль Натальи Меликовой о рождении своеобразного эпоса про здание и об архитектурной фотографии как инструменте, позволяющем не просто запечатлеть момент, а рассказать целую историю. Алия отметила, что в процессе реализации проекта культурного центра «Мира» в Суздале, открывшегося в 2022 году, фотографии создавались каждую неделю на протяжении полутора лет, и их было сделано настолько много, что архитекторы решили выпустить книгу о проделанной работе и истории здания. На главный вопрос дискуссии Алия ответила так: «Лично для меня фотография – способ знакомства с объектом, попытка более внимательно понять структуру здания, увидеть детали, которые в дальнейшем могут послужить подсказками в наших новых решениях. Поэтому я стараюсь каждый кадр делать внимательно, думая о его смыслах и о дальнейшем их использовании».
Из презентаций спикеров
Аспект документальности архитектурной фотографии в своем творчестве развивает и Ольга Алексеенко, автор одного из центральных проектов выставки-форума «АРХ Москва» – «Москва на стройке». Этот цикл снимков раскрывает самый трепетный момент создания произведения – его рождение. В отличие от продемонстрированного Натальей Меликовой и Алией Шигаповой примеров фотографических историй о «воскрешении» пространства, работы Ольги показывают процесс, когда замысел архитектора только начинает обретать форму. «Думаю, что фотографировать архитектуру в период строительства очень важно, поскольку это состояние скелета здания мы уже никогда не увидим – и фотография нам помогает зафиксировать момент. Кроме прочего, это очень интересно и красиво – у дома еще нет окон и фасада, но уже есть каркас, мы можем разглядывать его конструкцию, смотреть сквозь и видеть все его пространства».
Из презентаций спикеров
Даниил Анненков, архитектурный и интерьерный фотограф, раскрыл тему соотношения прекрасного и точного в фотографии. Отвечая на главный вопрос дискуссии, он отметил: «В моем понимании архитектурная фотография характеризуется балансом информации и красоты. Важно не только подробно рассказать об объекте, но и сделать это красиво. Например, все мы знаем фотографии помещений на широкоугольный объектив, еще, как правило, сделанных с угла. Это пример, когда очень информативно, но очень некрасиво». Процитированное замечание – важное дополнение к предыдущим размышлениям о фотографии как инструменте фиксации, ведь искусством ее делает все же не уровень информативности изображения, а его красота.
Следующим смысловым разделом дискуссии стала проблема освещения – центральная не только для фотографии, где свет фактически является главным рисующим элементом, но и во многом для самой архитектуры. Об этом размышляла Ульяна Виноградова, руководитель отдела светодизайна компании INTILED. «С точки зрения архитектора и любого человека, обладающего вкусом, днем здание должно выглядеть “чисто” – светильники не должны выделяться на фасаде, слишком сильно выступать, портить внешний облик строения. Мы постоянно стремимся к уменьшению размеров осветительного оборудования, а еще всегда предлагаем красить приборы в цвет фасада, таким образом они становятся частью архитектуры. Для нас особенно актуальна ночная архитектурная фотография, поскольку это – наше портфолио, результат нашей работы. Она помогает донести концепцию освещения до заказчика, показав на реальном примере, как будет выглядеть результат.
На самом деле фотографировать ночную архитектуру – непростая задача. Первый час после заката – это идеальные условия для такой фотографии, поскольку нет сильных контрастов, но в то же время функциональное и архитектурное освещение уже работает, и небо светлое, не черное».
На самом деле фотографировать ночную архитектуру – непростая задача. Первый час после заката – это идеальные условия для такой фотографии, поскольку нет сильных контрастов, но в то же время функциональное и архитектурное освещение уже работает, и небо светлое, не черное».
Из презентаций спикеров
Влад Обласов, светодизайнер, преподаватель Архитектурной школы МАРШ, сооснователь журнала «[ДЛИНА ВОЛНЫ]» (2020), основатель бюро Poisson Spot (с 2023 года самостоятельно управляет бюро, обновленным под брендом RAUM), обратил внимание на проблему передачи образа места. Эту часть искусства фотографии нередко упускают, говоря о съемке архитектуры, однако она не менее важна, чем просто факт фиксации состояния здания. «Архитектура создается для людей. И для меня в последнее время большую ценность представляет фотография, которая передает ощущение, появляющееся от взаимодействия человека с архитектурой. Если это житель дома, он взаимодействует со своим жильем каждый день, каким-то образом его ощущает. Если речь идет о посетителях ресторана или кафе, они получают определенные эмоции. И если архитектурная фотография будет развиваться, она, полагаю, должна эволюционировать не столько в сторону детализации, фиксации отдельных элементов, усложнения ракурсов и техники, сколько в сторону передачи ощущений, которые могут появляться у человека. И (не менее важно!) тех состояний, что закладывал в свою работу сам архитектор. Это повышает ценность конечного результата, продукта. Это та магия, которая возникает, когда ты, уже не находясь рядом с объектом, можешь проявить к нему какое-то отношение и эмоцию».
Ульяна Виноградова продолжила тему со стороны светодизайна: «Соглашусь с Владом. На самом деле, еще когда мы проектируем здания и создаем освещение, мы зачастую вкладываем какой-то образ – нередко легко считываемый. И если архитектурная фотография передает его, это важно. При помощи цветового контраста можно сделать так, что захочется войти в здание или, наоборот, выйти из него. Освещение может заложить это “ощущение” здания, и если архитектурная фотография его передает – это важный результат работы и архитектора, и светодизайнера, и фотографа».
О том же, но со стороны интерьерной фотографии, говорила Мария Минкова – стилист предметных и интерьерных съемок, на постоянной основе сотрудничающая с независимым лайфстайл-проектом Seasons Project и с журналом Seasons. Спикер отметила, что в фотографии интерьера важна не только трансляция ощущений, исходящих от места, но и как можно более честное и личное знакомство с его непосредственным обитателем. «В центре любого материала журнала – человек. Наши герои – люди, которые ищут свой путь и своими делами меняют мир. Поэтому и архитектура, и интерьер нас интересуют прежде всего как среда обитания, способная рассказать о человеке. Архитектурная или интерьерная съемка в чистом виде нас не интересует. Рассказ об архитектуре в нашем случае – это часто рассказ об авторе проекта, его семье, жизни и доме, который он построил и в котором чаще всего живет вместе со своими близкими. Фотограф, чьими глазами мы смотрим на героя, должен уметь визуально рассказать эту историю, донести до читателя его мир. Это – внутреннее пространство, детали интерьера, предметы быта, архитектура здания, вид из окна… короче, целостность. Мы не обязательно ищем архитектурных фотографов для таких съемок, нам нужен человек, который снимает жизнь во всех ее проявлениях».
Центральная тема дискуссии – что такое архитектурная фотография? – в процессе обсуждения получила множество трактовок. Съемка архитектуры – это не просто фиксация момента или состояния, результата работы архитектора либо светодизайнера, это сложное и очень тонкое искусство, для которого здания не только объекты, становящиеся центром визуального повествования, но и язык, позволяющий говорить о многом. И о чем будет этот разговор: о времени, человеке, ощущениях – решать только автору снимка.
О том же, но со стороны интерьерной фотографии, говорила Мария Минкова – стилист предметных и интерьерных съемок, на постоянной основе сотрудничающая с независимым лайфстайл-проектом Seasons Project и с журналом Seasons. Спикер отметила, что в фотографии интерьера важна не только трансляция ощущений, исходящих от места, но и как можно более честное и личное знакомство с его непосредственным обитателем. «В центре любого материала журнала – человек. Наши герои – люди, которые ищут свой путь и своими делами меняют мир. Поэтому и архитектура, и интерьер нас интересуют прежде всего как среда обитания, способная рассказать о человеке. Архитектурная или интерьерная съемка в чистом виде нас не интересует. Рассказ об архитектуре в нашем случае – это часто рассказ об авторе проекта, его семье, жизни и доме, который он построил и в котором чаще всего живет вместе со своими близкими. Фотограф, чьими глазами мы смотрим на героя, должен уметь визуально рассказать эту историю, донести до читателя его мир. Это – внутреннее пространство, детали интерьера, предметы быта, архитектура здания, вид из окна… короче, целостность. Мы не обязательно ищем архитектурных фотографов для таких съемок, нам нужен человек, который снимает жизнь во всех ее проявлениях».
Центральная тема дискуссии – что такое архитектурная фотография? – в процессе обсуждения получила множество трактовок. Съемка архитектуры – это не просто фиксация момента или состояния, результата работы архитектора либо светодизайнера, это сложное и очень тонкое искусство, для которого здания не только объекты, становящиеся центром визуального повествования, но и язык, позволяющий говорить о многом. И о чем будет этот разговор: о времени, человеке, ощущениях – решать только автору снимка.