Презентация альбома-каталога фотовыставки Алексея Народицкого «Михалково в ожерелье московских усадеб»
2024-10-08 18:00
5 октября в новом Культурном центре «Михалково» в Москве прошла презентация альбома-каталога фотовыставки Алексея Народицкого «Михалково в ожерелье московских усадеб», выпущенного издательским домом «Балтикум» по заказу КЦ «Михалково». Частью мероприятия стала дискуссия об архитектурной фотографии.
В дискуссии приняли участие: Светлана Садыгова, коллекционер, основатель и креативный директор Культурного центра «Михалково»; Елена Петрова, историк, краевед, автор книги «Усадьба Михалково»; Ольга Алексеенко, архитектурный фотограф; Нина Пименова-Ромашова, искусствовед, заместитель директора по учетно-хранительской работе – главный хранитель Музея архитектуры им. А. В. Щусева. Модерировал встречу Владимир Фролов, директор издательского дома «Балтикум» и куратор петербургской галереи «Точка».
Главной темой встречи стало издание каталога, посвященного выставке «Михалково в ожерелье московских усадеб» одного из ведущих архитектурных фотографов Москвы – Алексея Народицкого. Часть снимков была сделана специально к открытию Культурного центра «Михалково», другие ждали своего часа несколько лет. «Архитектурного фотографа привлекают определенные мотивы, детали, сюжеты. Алексей Народицкий по-разному трактовал усадьбы, стремясь выявить особенный характер каждой», – пояснил Владимир Фролов. Этим продиктовано композиционное решение экспозиции, которая делится на три отсека: в первом доминирует тема архитектуры неоклассицизма, главные герои кадров – сами здания; во втором – в основе повествования лежит единство архитектуры и регулярного барочного сада – ландшафтного пространства; фотографии же усадьбы Михалково в третьей части зала объединяют эти подходы, но стилистика и колорит здесь абсолютно иной.
В начале презентации Светлана Садыгова представила гостям мероприятия новое городское пространство: «Одной из наших задач как культурного центра стала популяризация возрождения усадьбы Михалково, открытие для горожан ранее недоступного исторического места. Выставка – часть нашей стратегии, цель которой – показать архитектурный комплекс через уникальный взгляд фотографа Алексея Народицкого». Светлана отметила, что коллекционирование фотографии, как объекта искусства, утвердилось в России недавно, но популярность его растет: «Если мы рассмотрим ярмарки современного искусства, такие как Cosmoscow, blazar, |catalog|, “1703”, там среди других произведений сегодня появляется и фотография». Спикер обратила внимание на главные нюансы: «Для коллекционера важны новизна произведения, автор, тираж, технико-художественные аспекты снимка и его сохранность. Бывает, что лоты снимают с продаж, поскольку покупатель обращает внимание на неправильное экспонирование. Для долгой жизни фотографии важны режим освещения и правильный способ хранения – в темном месте, в специальных конвертах, что мы, конечно, учитываем в Культурном центре “Михалково”».
Своим восприятием фотографий, выполненных Алексеем Народицким, поделилась Елена Петрова, историк, краевед, автор книги «Усадьба Михалково»: «Безусловно, сегодня отрадное событие, ведь Михалково достойно того, чтобы войти в число знаменитых московских усадеб. Взгляд Алексея выхватывает интересные, “вкусные” детали, и здорово, что на выставке они показаны в контексте других известных загородных ансамблей Москвы. К сожалению, дореволюционных изображений усадьбы Михалково сохранилось крайне мало, но они есть. Так, излюбленным сюжетом фотографов стала знаменитая михалковская беседка, которая находится возле пруда и является своеобразным символом места. Алексей показал ее так, чтобы в кадр не попали современные здания. Надо сказать, сегодня сделать это довольно непросто, к сожалению. Михалково – небольшую жемчужину, зеленый оазис в Москве – со всех сторон окружают новые постройки». «Искусство фотографа порой состоит в том, чтобы что-то нам не показывать», – отреагировал модератор.
Фотография стала предметом коллекционирования уже в XIX веке, но Музей архитектуры возник только в 1934 году. «Одними из первых поступлений были большие коллекции фотографий и негативов из Центральных государственных реставрационных мастерских, и частично это были фотоматериалы, собранные еще Императорским Московским археологическим обществом. В нынешнем году Музей архитектуры им. Щусева отмечает свой 90-летний юбилей, и в настоящее время объем его фотографического фонда достиг количества более полумиллиона предметов», – рассказала главный хранитель музея Нина Пименова-Ромашова. В 2023–2024 годах в Музее архитектуры им. А. В. Щусева прошло несколько фотовыставок. Спикер познакомила гостей мероприятия с некоторыми из них: персональной выставкой Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон» в парадной анфиладе главного здания, экспозицией советского фотографа «Выбор Евгения Халдея» во флигеле «Руина» и выставкой «Русский авангард в объективе американского фотографа. К юбилею Уильяма Брумфилда» в помещении Аптекарского приказа, куратором которой стала сама Нина Пименова-Ромашова: «Несмотря на то что фотографии и негативы составляют значительную часть всего музейного собрания, всегда больше ценились архитектурная графика и макеты. Фотография же выступала чаще всего в качестве документа, сопровождающего экспозицию. Однако по сути, как и любой музейный предмет, фотоотпечатки и негативы включаются в сложный, комплексный процесс, предполагающий не только непосредственно само их хранение, но и исследование, экспонирование и, конечно, реставрацию».
По словам Владимира Фролова, архитектурная фотография как жанр – в ее сегодняшнем виде – родилась вместе с появлением модернизма. Свои мысли по этому поводу высказала Ольга Алексеенко: «Хотя с возникновением фотографии архитектура стала первым объектом съемки, все фотографы непременно снимали что-то еще. Например, Эжен Атже занимался репортажной съемкой – часто это была попытка запечатлеть что-то перед сносом или просто зафиксировать исторический факт существования некоего здания. Однако именно специализация архитектурных фотографов, действительно, появилась вместе с модернистской архитектурой. Это неудивительно, ведь последняя невероятно фотогенична, а большое количество ее образцов сформировало спрос на архитектурную фотографию. Сейчас, например, никого не удивляет, когда говоришь, что ты архитектурный фотограф, и никто не спрашивает: “А что ты еще снимаешь?”». Слова Ольги прокомментировала НинаПименова-Ромашова: «Историю архитектурной фотографии мы, в принципе, отсчитываем уже с XIX века, а ее официальным родителем в России называем Ивана Федоровича Барщевского, который сформулировал и продвигал принципы архитектурной съемки: параллельность линий, чистоту кадра, ясность силуэта, последовательность от общего к частному. То, что рождение архитектурной фотографии и появление профессии архитектурного фотографа разнесены во времени, – это интересное и верное наблюдение».
«Историческая архитектура, архитектура усадеб – для фотографа непростая тема. У Алексея получилось с уважением и знанием особенностей этой архитектуры запечатлеть памятники зодчества. Мой фаворит – триптих, с деталями усадьбы Михалково, в центре зала. У художников всегда есть свобода изобразить перспективу как им хочется и проигнорировать ненужные объекты рядом. У фотографа нет такой возможности, поэтому приходится искать компромиссы. Несмотря на подобные сложности, мы все равно много снимаем историческую архитектуру, особенно сейчас, когда в Москве идет мощный процесс реставрации», – заметила Ольга Алексеенко. Также она рассказала о том, как фотограф может передать свое отношение к архитектуре: «У фотографа есть возможность проявить уважение к объекту или критиковать его, сняв небрежно. Когда получается чистая, торжественная фотография, где мы можем увидеть задумку архитектора, – своеобразный портрет здания, – это мне очень импонирует».
В общей сложности в альбоме «Михалково в ожерелье московских усадеб» представлено более 60 цветных фотографий усадеб Кузьминки, Знаменское-Садки, Кусково, Петровско-Разумовское, Люблино и Михалково, они расширяют визуальный ряд одноименной выставки. Каталог предваряют тексты куратора Владимира Фролова. Кроме того, читатель найдет на страницах альбома историографические описания усадеб, составленные искусствоведом Элиной Левицкой. Научным редактором издания выступил член правления Общества изучения русской усадьбы Борис Бочарников. Графический стиль выставки и макет альбома созданы Маргаритой Варакиной.
Приобрести альбом-каталог «Михалково в ожерелье московских усадеб» можно на сайте Культурного центра «Михалково в разделе книжная полка «Гуманитарий» https://mikhalkovo.moscow/shop
Записала Анна Попова, сфотографировала Марина Рудник