«Наш проект посвящен двум необыкновенно значимым мотивам в архитектурной фотографии: руинам и атмосферам. Первые со времен романтизма интересовали художников в качестве сюжета. Традиция запечатлевать разрушенные объекты, фрагменты древних зданий, наводящие на размышления о жизни и смерти, унаследована светописью непосредственно от ее прародительницы – гравюры. Сама же фотография – искусство фиксации состояния среды, она импрессионистична по натуре и всегда создает своего рода атмосферы. По крайней мере, мы полагаем, что дело обстоит именно так. Выбранные для “1703” произведения фотохудожников галереи “Точка” – экскурсы в прошлое, окна в другие миры, которые могут стать частью вашего пространства, обратившись в объекты созерцания и порталы мысленного проникновения», – описывает проект куратор галереи «Точка» Владимир Фролов.
«Руины и атмосферы» войдут в состав одной из четырех секций ярмарки, а именно – секции «Проект», объединившей галереи, чья деятельность выходит за пределы привычного галерейного формата. Произведения, которые будут представлены в экспозиции, позволят посетителям увидеть пространства четырех стран: России, Иордании, Египта, Индии. Они подобны порталам в другие эпохи и миры: это и воспоминание об античности в работе Максима Атаянца, и ушедшая роскошь колониального Египта рубежа XIX–XX веков у Ксении Никольской, и строгость элементов петербургского классицизма Алисы Гиль, и меланхоличность позднесоветского быта на снимках Ольги Алексеенко, и проникновение европейского модернизма в жаркие просторы Индии, запечатленное Алексеем Народицким. Такой широкий географический и временной охват – еще одно свидетельство общности человеческой истории и положительной неизбежности наступления будущего.
О ФОТОГРАФАХ – УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА
Максим Атаянц
Заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, видный представитель неоклассического направления в зодчестве. Известный художник-график, чьи произведения хранятся в Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее архитектуры им. А. В. Щусева и других российских и зарубежных собраниях. В ходе своих путешествий, посвященных изучению античных древностей, Максим Атаянц не только зарисовывает, но и фотографирует памятники.
Ксения Никольская
Российско-шведский фотограф и куратор, доктор наук, стипендиат программы Фулбрайта, член Союза художников России и Шведского центра фотографии (CFF). Преподавала фотоискусство в петербургской Академии художеств, Американском университете в Каире, Ратгерском университете (штат Нью-Джерси). C 2019 года преподает в Немецком университете в Каире. Ее произведения экспонировались более чем на 40 международных выставках, среди них 20 персональных. Работы Ксении находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, Библиотеки Александрии, банка UBS. Была куратором РОСФОТО и руководителем выставочного отдела РИА «Новости».
Ксения – автор книги «Пыль. Забытая архитектура Египта» (2012), автор-составитель каталога выставки «Анатолий Гаранин. Советский Союз» (2014). Ее вторая книга «Дом, который построил дед» была опубликована в 2020 году, а в 2021-м получила приз как лучшая фотокнига года в Швеции.
Алиса Гиль
Фотохудожник, лауреат международных фестивалей, участник выставок в Европе и России, выпускница СПбГХПА им. А. Л. Штиглица. Ее фотоработы публикуются в периодических изданиях, связанных с архитектурой и искусством.
Участвовала в выставках: «Мода. Сигналы точного времени» (галерея Vinogradov, Берлин), «Красота без гламура» (Русский музей, Санкт-Петербург), «Итоги-2013. Уроки мастерства» (Выставочный центр Санкт-Петербургского союза художников), «Человек как материал» (Анненкирхе, Санкт-Петербург).
Ольга Алексеенко
Занимается архитектурной фотографией с 2011 года. За ее плечами обучение в Центральном колледже искусства и дизайна им. святого Мартина (Лондон) и Британской высшей школе дизайна, где позже Ольга и сама преподавала. С 2022 года – куратор курса «Архитектурная фотография» в МАРШ; в 2023-м выступила тьютором в рамках нашего воркшопа, результатом которого стала выставка «Архикадр-I. Шедевры Красногвардейского».
Работы Ольги Алексеенко можно увидеть в фотоальбоме, посвященном истории Большого театра России, – «Большой» (2011), в книге об архитекторе Борисе Великовском и его проектах – Boris Velikovsky (2017), а также в изданиях «Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР» и «Дом Обрабстроя в Басманном тупике» (2019).
За годы работы в жанре архитектурной фотографии уже не раз представляла свои работы публике. Темой же последних выставок «Руина: опыт воссоздания» (2018) и «“АРХ Москва”. Москва на стройке» (2023) становилась руина.
Алексей Народицкий
Архитектурный фотограф, выпускник МГХПУ им. С. Г. Строганова, член Союза художников России с 2000 года. Сотрудничает с российскими и зарубежными журналами, такими как Domus, ELLE Decoration, AD, «Проект Россия», «Проект Балтия», Interni, Abitare, Tatlin, Mark, Frame. Работал над иллюстрациями многих книг по искусству и архитектуре: «Памятники архитектуры Москвы» (тома 9 и 10), «Московское метро. Подземный памятник архитектуры», «Московское метро. Архитектурный гид», «Парк “Зарядье”», «Проект Москва», Le Corbusier and the Power of Photography, «Такаси Мураками. Будет ласковый дождь», Towers. Denise Valode & Jean Pistre и др.
О ЯРМАРКЕ «1703»
Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703» инициирована ПАО «Газпром» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Проект нацелен на популяризацию современного искусства, развитие практики коллекционирования и объединение представителей художественного сообщества.
Мероприятие проводится в Северной столице уже в третий раз. Концепция ярмарки предполагает знакомство посетителей с самыми разными формами актуального искусства: от привычных скульптуры и живописи до инсталляций и цифрового искусства. С каждым разом ярмарка «1703» старается объединить на площадке ЦВЗ «Манеж» всё большее количество галерей со всей России и из других стран. В прошлом году произведения художников увидело свыше 15 тысяч посетителей.
В новом сезоне количество участников ярмарки «1703» выросло до 45. Среди них – 41 галерея / творческое объединение / платформа из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Калуги, Нижнего Новгорода, Стамбула (Турция) и Дубая (ОАЭ), выбранные экспертным советом по итогам рассмотрения 218 заявок. Они займут четыре секции: «Основа», «Алгоритм», «Проект» и «Материал». Также участниками ярмарки станут четыре проекта с частными, корпоративными и институциональными коллекциями, объединенные в некоммерческую секцию. 14 галерей, включая дубайскую Inloco Open Storage, войдут в число экспонентов ярмарки «1703» впервые.
Сайт ярмарки «1703»: 1703af.ru
Подробнее см.: projectbaltia.com/news-ru/25870