23 августа 2024 года в рамках VIII архитектурно-градостроительной конференции «Диалоги» в Казани прошла дискуссия «Архитектурная фотография», приуроченная к проекту «АРХИКАДР-II: Казань postindustrial». Одноименную выставку можно было увидеть во дворе Присутственных мест Казанского кремля. Организаторами выступили петербургская галерея архитектурной фотографии «Точка» и казанский Институт развития города.
Open call «АРХИКАДР-II: Казань postindustrial» проходил в августе 2024 года и был посвящен теме промышленной архитектуры Казани. Он стал логическим продолжением прошлогоднего проекта «АРХИКАДР-I: Шедевры Красногвардейского», в центре внимания которого была позднесоветская и современная архитектура Красногвардейского района Санкт-Петербурга. «АРХИКАДР-II: Казань postindustrial» акцентировал внимание фотографов на другой теме – памятниках индустриального зодчества столицы Татарстана. Куратором проекта выступил искусствовед, директор издательского дома «Балтикум» и куратор архитектурной фотогалереи «Точка» Владимир Фролов. С его манифестом можно ознакомиться здесь.
Экспертный совет, включающий в себя архитекторов, фотографов и историков архитектуры из Казани, Москвы и Санкт-Петербурга, рассмотрел снимки 20 фотографов, поучаствовавших в open call, и отобрал 10 финалистов, взяв у каждого по две работы, так что выставка была сформирована диптихами, запечатлевшими по большей части уже не функционирующие по своему первоначальному назначению фабрики. В результате зритель смог увидеть отражение двух эпох через архитектуру завода братьев Крестовниковых и здание «Нэфис» на улице Тукая, медленное увядание бывшего завода «Сантехприбор» в Адмиралтейской слободе – на пересечении улиц Клары Цеткин и Урицкого, возвышающуюся, словно маяк, башню пивоваренного завода Петцольда, «междумирье» фабрики Алафузова и стеклянную «ленту» ныне не существующего завода «Тасма». Экспозиция расположилась во дворе Присутственных мест Казанского кремля. Автором эффектной выставочной инсталляции выступил казанский архитектор и художник Тимофей Зверко.
Экспертный совет, включающий в себя архитекторов, фотографов и историков архитектуры из Казани, Москвы и Санкт-Петербурга, рассмотрел снимки 20 фотографов, поучаствовавших в open call, и отобрал 10 финалистов, взяв у каждого по две работы, так что выставка была сформирована диптихами, запечатлевшими по большей части уже не функционирующие по своему первоначальному назначению фабрики. В результате зритель смог увидеть отражение двух эпох через архитектуру завода братьев Крестовниковых и здание «Нэфис» на улице Тукая, медленное увядание бывшего завода «Сантехприбор» в Адмиралтейской слободе – на пересечении улиц Клары Цеткин и Урицкого, возвышающуюся, словно маяк, башню пивоваренного завода Петцольда, «междумирье» фабрики Алафузова и стеклянную «ленту» ныне не существующего завода «Тасма». Экспозиция расположилась во дворе Присутственных мест Казанского кремля. Автором эффектной выставочной инсталляции выступил казанский архитектор и художник Тимофей Зверко.
В процессе создания снимков фотографы обращались к различным визуальным средствам. Это и передача ассоциаций, связанных с производственной функцией здания, посредством использования двойной экспозиции, и внимание к фактуре обнаженного кирпича заброшенного завода, и нарочитая жизнерадостность ярких цветов ныне увядающей постройки, и пойманный в осколках зеркала призрак прошлого места, и суровая геометрия утилитарных советских зданий, и мистическая атмосфера встречи промышленности с современным искусством.
В дискуссии «Архитектурная фотография» приняли участие: Георгий Козлов, преподаватель по специальности «Техника и искусство фотографии» Казанского торгово-экономического техникума, эксперт национального чемпионата «Профессионалы» по компетенции «Фотография»; Игнат Цоколаев, фотограф (Казань); Ангелина Бородкина, архитектор (Казань); Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани. Модерировал встречу Владимир Фролов.
В качестве зачина модератор продемонстрировал на экране работы участников, сопроводив выдержкой из одного из сопроводительных текстов к фотографиям (наличие такой записки входило в число требований конкурса). «На первом кадре, сделанном методом двойной экспозиции, я хотел передать, как переход улицы Тукая меняет эпоху, а современное здание завода братьев Крестовниковых так же органично отражает свою эпоху в архитектуре, как и его предшественник. До съемки новое здание “Нэфис” не вызывало у меня эмоций. Но когда я посмотрел на здание отдельно от общей обстановки, я увидел в его формах мыло – один из главных продуктов завода. На втором кадре методом двойной экспозиции я стараюсь передать это сходство», – прозвучало одно из наиболее емких описаний метода фотографирования, сделанное конкурсантом Виталием Айгуновым.
В качестве зачина модератор продемонстрировал на экране работы участников, сопроводив выдержкой из одного из сопроводительных текстов к фотографиям (наличие такой записки входило в число требований конкурса). «На первом кадре, сделанном методом двойной экспозиции, я хотел передать, как переход улицы Тукая меняет эпоху, а современное здание завода братьев Крестовниковых так же органично отражает свою эпоху в архитектуре, как и его предшественник. До съемки новое здание “Нэфис” не вызывало у меня эмоций. Но когда я посмотрел на здание отдельно от общей обстановки, я увидел в его формах мыло – один из главных продуктов завода. На втором кадре методом двойной экспозиции я стараюсь передать это сходство», – прозвучало одно из наиболее емких описаний метода фотографирования, сделанное конкурсантом Виталием Айгуновым.
Из презентаций спикеров
В начале дискуссии Ангелина Бородкина поделилась своим взглядом на фотографию как на средство, которое она может использовать в своей архитектурной практике (Ангелина – автор проекта недавно завершенной реконструкции казанского завода «Теплоприбор»), и коснулась темы наследия промышленного зодчества: «Мне кажется, что каждый архитектор, который проходит мимо этих зданий, страдает вместе с ними. Для меня архитектурная фотография – это классный способ анализа и поиска вдохновения для дальнейшего проектирования. Всегда интересно выявлять, что хотел сказать автор, – и даже такие пошарпанные, несчастные объекты интересно исследовать, поскольку все эти наслоения – они как открытая книга различных периодов истории здания. Сначала ты ищешь ракурсы, а потом начинаешь влюбляться в объект. Думаю, это также хороший способ донести всю их ценность. Фиксация и анализ позволяют возвращаться к тем или иным аспектам на разных этапах проектирования».
С идеей о том, что архитектурная фотография формирует восприятие здания, согласился Владимир Фролов: «Существует документалистская роль архитектурной фотографии, но она не противоречит ее художественной составляющей. Когда удается отснять какой-то объект и тем более когда он становится предметом обсуждения перед реконструкцией, это служит проверочным элементом для дальнейшей работы того архитектора и дизайнера, который возьмется за проект реконструкции».
Промышленная архитектура и заброшенные территории – обычно не самый популярный сюжет для архитектурной съемки. Модератор дискуссии Владимир Фролов привел в пример путеводитель по Казани, составленный Сайяром Ситдиковичем Айдаровым в советское время, где представлены главным образом такие доминанты города, как соборы, мечети, общественные здания и монументы: «Здесь нет заводов, которые именно сейчас становятся неким фактом наследия. Возникает вопрос: что здесь ценно, а что не ценно? Нужно ли эстетизировать эти сооружения? Нужно ли работать с постиндустриальным наследием, или же мы можем смело избавиться от него?»
Насколько промышленная архитектура как сюжет может быть перспективна для профессии фотографа, рассказал Георгий Козлов, который ведет курс «Техника и искусство фотографии» в Казанском торгово-экономическом техникуме: «Лейтмотивом проекта стала мысль, что надо показывать не только классические жемчужины Казани, но и весь остальной город – его окраины, отдаленные места, так называемые заброшки – с целью открытия этих мест и заострения внимания на подобных сооружениях, чтобы дать им вторую жизнь. Думаю, это правильно. Нашими [фотографов] глазами видят все остальные, а потому показать то, на что многие не обращают внимания, и есть наша задача. Фотография призвана выявить красоту уже существующую – природы или архитектурного объекта; ее создал художник, и мы не вправе ее испортить. Мы должны продемонстрировать ее, может быть – по-своему, но сделать это красиво».
Тему продолжил фотограф Игнат Цоколаев, в чьем творчестве индустриальные пейзажи занимают особое место: «Я впервые оказался в Казани в 2013 году. Меня поразил визуальный контраст между современной застройкой и историческими зданиями, в том числе промышленными. И все эти объекты были доступны: можно было увидеть не только отреставрированный к летней Универсиаде фасад, но и заглянуть в окна – и понять, что внутри все осталось как прежде. То, что сейчас появился интерес к теме, которой я занимаюсь давно, стало для меня неожиданностью. Казань – уникальный город в плане доступности подобной среды. В других местах она часто скрыта, а здесь ты можешь пойти посмотреть, окунуться в эту атмосферу, увидеть исторические слои и фактуры. Мне кажется, надо снимать всё – и дома, и заводы, ведь только тогда можно сложить цельное повествование о городе. В фотографии есть такие зацепки и пересечения, которые могут рассказать историю, даже если это не подкрепляется каким-то текстом».
Фото: Игнат Цоколаев
В ответ на вопрос Владимира Фролова о специфике архитектурной фотографии Игнат пояснил: «Мне ближе определение “фотограф” – без конкретизации, потому что не все объекты моих съемок – архитектура. Формат гораздо шире. Для меня это скорее поиск своего визуального языка. И не всегда дело касается исторического контекста, часто я ищу просто визуальные образы, которые можно трактовать свободно. Есть документальная фотография, которая концентрируется на объективном взгляде, но в целом в своей работе я стараюсь больше манипулировать вниманием и разночтениями визуальных образов».
Своим восприятием фотоконкурса «АРХИКАДР-II: Казань postindustrial» и его итогов поделилась Ильсияр Тухватуллина: «Тема выставки – бывшие промышленные территории. Мы хотели раскрыть красоту этих пространств, привлечь внимание к ним, но также показать работы сегодняшних мастеров фотографии, увидеть и познакомиться с людьми, которые так считывают пространство, которые таким взглядом смотрят на него. Фотография – это классная история, где у каждого есть возможность выразить себя очень простыми методами: по тому, как вы сделаете снимок, как вы посмотрите на объект, как вы раскроете тему, видно, что вы за человек. Мы будем и далее открывать новые таланты, в том числе среди детей. Фотография – это реальный шанс всем проявить себя».
Дискуссию посетили также несколько финалистов open call’a, которым модератор предложил поделиться своими впечатлениями от проекта.
«Я раньше увлекалась фотографией, ходила в фотошколу, решила вспомнить свое старое хобби и наткнулась на “Сантехприбор”. Когда приезжаешь в эту часть города, чувствуешь какую-то отрешенность. Завод является градообразующим объектом, но приходя туда, ощущаешь, что он полностью исключен из урбанистического целого. Вокруг него бурлит жизнь, но в нем самом ее нет. Хотелось на это обратить внимание», – рассказала Камилла Прокопьева, студентка третьего курса Института архитектуры и дизайна Казанского государственного архитектурно-строительного университета (сделанные ею фотографии будут демонстрироваться на выставке).
В экспозиции также приняла участие Камила Халитова, основательница студии концептуальной архитектуры BETON. «В рамках Молодежной биеннале в Казани я в составе команды занималась разработкой элеватора. Тогда в нас с новой силой вспыхнула любовь к промышленным зданиям, потому что многие проекты, которые мы обычно делаем в университете, так или иначе касаются заброшенных территорий, где есть контекст, где можно считать идентичность, преобразовать ее и затем возвести что-то новое, что не противоречило бы среде и истории места. Я училась в Германии и оканчивала Баухаус. Берлин – это тоже индустриальный город, в котором много примеров подобной архитектуры. Когда я пришла на фабрику Алафузова, по прогнозу должен был идти дождь, но его не было; к сожалению, светило солнце. “К сожалению” – потому что было бы более атмосферно. Там очень некомфортно по ощущениям. Сюжет с разбитым зеркалом показывает, что эпоха ушла и пока территория не смогла воспроизвестись в новых смыслах достаточно хорошо», – рассказала о своих снимках Камила, подчеркнув, что сегодняшнее состояние фабрик – переходное, его интересно зафиксировать с помощью фотографии, но в будущем объекты ждут архитектурного вмешательства.
В завершение дискуссии Ильсияр Тухватуллина выразила надежду на продолжение и развитие проекта «АРХИКАДР», а также призвала фотографов к самостоятельной работе: «В Казани еще много интересных промышленных территорий. Например, обратите внимание на левую часть побережья Верхнего Кабана; там есть много предприятий, они закрыты, но если захотите попасть туда – обратитесь к нам».
«Я раньше увлекалась фотографией, ходила в фотошколу, решила вспомнить свое старое хобби и наткнулась на “Сантехприбор”. Когда приезжаешь в эту часть города, чувствуешь какую-то отрешенность. Завод является градообразующим объектом, но приходя туда, ощущаешь, что он полностью исключен из урбанистического целого. Вокруг него бурлит жизнь, но в нем самом ее нет. Хотелось на это обратить внимание», – рассказала Камилла Прокопьева, студентка третьего курса Института архитектуры и дизайна Казанского государственного архитектурно-строительного университета (сделанные ею фотографии будут демонстрироваться на выставке).
В экспозиции также приняла участие Камила Халитова, основательница студии концептуальной архитектуры BETON. «В рамках Молодежной биеннале в Казани я в составе команды занималась разработкой элеватора. Тогда в нас с новой силой вспыхнула любовь к промышленным зданиям, потому что многие проекты, которые мы обычно делаем в университете, так или иначе касаются заброшенных территорий, где есть контекст, где можно считать идентичность, преобразовать ее и затем возвести что-то новое, что не противоречило бы среде и истории места. Я училась в Германии и оканчивала Баухаус. Берлин – это тоже индустриальный город, в котором много примеров подобной архитектуры. Когда я пришла на фабрику Алафузова, по прогнозу должен был идти дождь, но его не было; к сожалению, светило солнце. “К сожалению” – потому что было бы более атмосферно. Там очень некомфортно по ощущениям. Сюжет с разбитым зеркалом показывает, что эпоха ушла и пока территория не смогла воспроизвестись в новых смыслах достаточно хорошо», – рассказала о своих снимках Камила, подчеркнув, что сегодняшнее состояние фабрик – переходное, его интересно зафиксировать с помощью фотографии, но в будущем объекты ждут архитектурного вмешательства.
В завершение дискуссии Ильсияр Тухватуллина выразила надежду на продолжение и развитие проекта «АРХИКАДР», а также призвала фотографов к самостоятельной работе: «В Казани еще много интересных промышленных территорий. Например, обратите внимание на левую часть побережья Верхнего Кабана; там есть много предприятий, они закрыты, но если захотите попасть туда – обратитесь к нам».
Экспертный совет проекта «АРХИКАДР-II: Казань postindustrial»
- Ильсияр Тухватуллина, главный архитектор Казани
- Георгий Козлов, преподаватель по специальности «Техника и искусство фотографии» Казанского торгово-экономического техникума, эксперт национального чемпионата «Профессионалы» по компетенции «Фотография»
- Игнат Цоколаев, фотограф (Казань)
- Алексей Ураков (Серпов), фотограф (Казань)
- Ангелина Бородкина, архитектор (Казань)
- Марсель Искандаров, архитектор и теоретик архитектуры (Казань)
- Николай Васильев, историк архитектуры, фотограф (Москва)
- Алиса Гиль, фотограф (Санкт-Петербург)
- Марьям Тазиева, преподаватель по специальности «Техника и искусство фотографии» Казанского торгово-экономического техникума, эксперт национального чемпионата «Профессионалы» по компетенции «Фотография»
- Владимир Фролов, искусствовед, куратор архитектурной фотогалереи «Точка» (Санкт-Петербург)
Финалисты open call’a «АРХИКАДР-II: Казань postindustrial»
- Виталий Айгунов
- Артем Дергунов
- Никита Перфильев
- Камилла Прокопьева
- Лия Хакимова
- Камила Халитова
- Дамир Ханифуллин
- Камилла Шаймарданова
- Максим Шалагин
- Лина Тарасенко
Выставка проекта «АРХИКАДР-II: Казань postindustrial» пройдет в архитектурной фотогалерее «Точка» в Петербурге с 26 октября 2024 по 3 февраля 2025 года.
Записала Анна Попова, сфотографировал Даниил Шведов
Подробнее см.: projectbaltia.com/news-ru/26286