Наталья Меликова, заканчивая в 2012 году обучение на факультете фотографии Университета «Академия искусств» в Сан-Франциско, выбрала темой своего дипломного проекта архитектуру эпохи конструктивизма в Москве. В определенном смысле это стало и возвращением в Россию, и возвращением к раннемодернистской фотографии первых советских десятилетий. Для выставки в «Точке» были выбраны кадры зданий, снятые на пленку в первые «творческие командировки» Натальи Меликовой в Москву. Можно сказать, прибыв в Россию из Америки, она обратила большее внимание не на сегодняшний мегаполис, а на определенный слой истории застройки, избранные элементы – здания всех типологий: многоквартирные дома, институты, телефонные станции, министерства, дома-коммуны, клубы и гаражи 1920–1930-х годов. Вошедшие в экспозицию снимки сделаны на черно-белую пленку, и это вполне современная эпохе XX века техника, а не стилизация.
Наталья старательно и сознательно подражает формальной манере архитектурной съемки, характерной для фотографов-конструктивистов, таких как Александр Родченко и фотографы группы «Октябрь»; именно благодаря им постройки эпохи конструктивизма стали известны всему миру. Автор тщательно прорабатывает и развивает приемы композиции, используя их для фиксации современного – начала XXI века – состояния зданий, давно вошедших в книги по истории советской и мировой архитектуры прошлого столетия. Впрочем, некоторые здания с тех пор [со времени съемок] поменяли свой облик, пройдя или реставрацию, или один-два ремонта фасадов, а некоторые и вовсе снесены. В начале же 2010-х годов выглядели они в Москве по-разному, чаще всего неся следы небрежной эксплуатации, перестроек и переделок. В них фотограф старается найти и красоту форм, и динамику, подчеркивая последнюю диагональной компоновкой кадра и ракурсной подачей; автор демонстрирует и собственно следы бытования, жизни самой архитектуры. Здания представлены в среднем плане, в том ракурсе, в котором они возникают перед зрителем-пешеходом, но вне какого-либо окружения, могущего заслонить или помочь датировать съемку, будь то соседние постройки, автомобили, дорожные знаки. Это позволяет сконцентрироваться на передаче деталей, ритмических структур вроде импостов или оконных проемов, тяг-молдингов, балконов…
Таким образом, фотограф решает сразу несколько художественных и даже социокультурных задач. Прежде всего, она актуализирует формальный язык архитектурной съемки, существовавший еще до распространения «нейтральной», отстраненной документальной манеры, принятой в архитектурных журналах и каталогах, и даже до стиля советских мэтров фотографии вроде Наума Грановского. Другой задачей стала интерпретация формальной эстетической ценности самой архитектуры, ее пластического языка. Третьей же – привлечение внимания к бедственному состоянию построек известных на весь мир зодчих: Мельникова и Гинзбурга, Весниных и Шухова, Николаева и Голосова… Результатом такой работы стал сайт с базой данных, фото и картой наследия конструктивизма по всей стране – The Constructivist Project.
Николай Васильев