Библиотеки Балтии.
5 архитектурных решений

12.11.2021 — 28.02.2022 | Куратор: Владимир Фролов
С 12 ноября 2021 по 28 февраля 2022 года в архитектурной фотогалерее «Точка» (совместный проект библиотеки и арт-резиденции ШКАФ и журнала «Проект Балтия») проходит выставка «Библиотеки Балтии. 5 архитектурных решений». В экспозиции представлены фотографии пяти современных библиотечных зданий: из России, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Все объекты объединяет стремление к социальной открытости, к мультифункциональности.

Участники:
Латвия / Индрикис Стурманис / Гунарс Биркертс
Литва / Раймундас Урбакавичюс / R. Paleko ARCH studija
Эстония / Кайдо Хааген / 3+1 architects
Финляндия / Паулийна Салонен и Туомас Уусхеймо / JKMM Architects
Россия / Алиса Гиль / Serious Project
Фото: Кайдо Хааген
Фото: Кайдо Хааген
Центральная библиотека Пярну. Архитекторы: 3+1 architects. 2008
Фото: Кайдо Хааген
Фото: Кайдо Хааген
Центральная библиотека Пярну. Архитекторы: 3+1 architects. 2008
Фото: Паулийна Салонен (© JKMM Architects)
Фото: Паулийна Салонен (© JKMM Architects)
Интерьеры библиотеки в Киркконумми. Архитекторы: JKMM Architects. 2020
Фото: Алиса Гиль
Фото: Алиса Гиль
Фасад библиотеки ШКАФ. Архитекторы: Serious Project. 2021
Фото: Туомас Уусхеймо (© JKMM Architects)
Фото: Туомас Уусхеймо (© JKMM Architects)
Фасад библиотеки в Киркконумми. Архитекторы: JKMM Architects. 2020
Фото: Туомас Уусхеймо (© JKMM Architects)
Фото: Туомас Уусхеймо (© JKMM Architects)
Интерьеры библиотеки в Киркконумми. Архитекторы: JKMM Architects. 2020
Фото: Алиса Гиль
Фото: Алиса Гиль
Интерьеры библиотеки ШКАФ. Архитекторы: Serious Project. 2021
Фото: Раймундас Урбакавичюс
Фото: Раймундас Урбакавичюс
Открытый центр научной коммуникации и информации библиотеки Вильнюсского университета. Архитекторы: R. Paleko ARCH studija. 2013
манифест
Библиотеки Балтии.
5 архитектурных решений
Библиотека как жанр архитектурного творчества имеет весьма богатую и сложную историю. Знаменитая Александрийская библиотека в Египте, содержавшая богатейшую коллекцию свитков древнего мира, располагалась в помещениях царского дворца и в храме, при этом входя в комплекс под названием «Мусейон», который носил культовый и одновременно образовательный характер. В Средневековье библиотеки также были составными частями сложных организмов монастырей, но именно тогда появились отдельные здания книгохранилищ, совмещенных со скрипториями (один из таких комплексов блестяще описан Умберто Эко в романе «Имя розы»). Библиотеки как общественные сооружения городского масштаба возникли с развитием книгопечатания и стали результатом общего процесса секуляризации. Они превратились в значимые элементы культурной жизни, а также в архитектурные доминанты, говоря привычным языком – «дворцы для чтения» (вспомним библиотеку Святой Женевьевы Лабруста в Париже середины XIX века или отечественную Ленинку Гельфрейха и Щуко в Москве середины XX).

В начале XXI столетия здания библиотек существенно потеснили музейные и оперные сооружения в качестве важнейших имиджевых лендмарков, стремящихся на свой лад переиначить «эффект Бильбао». Можно говорить об определенном библиотечном буме, охватившем множество стран мира. Кажется удивительным то, что феномен возник на фоне развития цифровизации и перехода процесса чтения в онлайн-формат. Однако из вышеизложенной истории ясно, что библиотека на самом деле всегда была частью культуры своей эпохи – и образ-клише «дворца с книгами» есть результат рационализации культуры путем ее дробления на сегменты. Ныне общество ищет нового синтеза. Библиотека сегодня – это компонент урбанистической социальной системы, которая на первое место ставит информацию и коммуникацию.

Пожалуй, самой известной и модной библиотекой в регионе, находящемся в фокусе журнала «Проект Балтия» (Латвия, Литва, Эстония, Финляндия и Северо-Запад России), стала Oodi в Хельсинки (архитекторы: ALA, 2018). Это громадное здание завершило важнейший градостроительный ансамбль у залива Тёёленлахти и соседствует с Музеем современного искусства Kiasma, Домом музыки и дворцом «Финляндия», построенным по проекту Алвара Аалто. Напротив, через проспект Маннергейма, высится здание финского парламента. Таким образом, место библиотеки в современном городе – почетное. Однако, с точки зрения архитектурного критика Тарьи Нурми, изложенной в «Проекте Балтия», Oodi, несмотря на всю свою грандиозность, не стала шедевром финского зодчества, «великой городской библиотекой». Впрочем, «Хельсинки получил то, чего хотел: "высокоинстаграмный" архитектурный объект и городскую гостиную с книгами в ней», – резюмирует автор. В другом выпуске нашего журнала петербургский критик Марина Никифорова рассмотрела ряд примеров современных библиотек города на Неве, представляющих собой реконструкции уже существовавших объектов. Когда «традиционная библиотека выпадает из миропорядка XXI века», то ей ничего не остается, кроме как «адаптироваться к новому миру открытости и прозрачности», что в результате приводит к возникновению «библиотеки-химеры», которая «подходит всем возрастам и для каких угодно целей… кроме непосредственно чтения», свидетельствует Марина Никифорова.
Несмотря на справедливо отмеченные авторами журнала негативные тенденции, нельзя не признать, что сам факт активного строительства и реконструкции библиотек сегодня символически подчеркивает важность чтения и получения знаний для общества. Возможно, нынешний избалованный горожанин способен воспринять текст только в атмосфере комфорта за чашечкой кофе (и, конечно, с соблюдением социальной дистанции)… И все же, наверное, самое важное, чтобы текст в принципе был прочитан.
Выставка «Библиотеки Балтии» прослеживает сложение образа современной городской библиотеки на примерах построек, представленных в журнале «Проект Балтия». Ряд выбранных объектов начинается с Центральной библиотеки Пярну, сооруженной по проекту бюро 3+1 в 2008 году. Это здание можно причислить к направлению «супермодернизма» (термин Ханса Ибелингса), и, как пишет для нашего журнала критик Макс Хуленски, оно «прозрачно и демократично», но в то же время «иррационально», а своей «обнаженностью» противостоит историческому центру Пярну.

Еще одна прибалтийская библиотека, показанная в экспозиции, разместилась в Вильнюсе. Она интегрирована в Открытый центр научной коммуникации и информации Вильнюсского университета, являясь частью общего архитектурного и функционального целого. Сооружение одного из ведущих литовских зодчих Роландаса Палякаса было завершено в 2013 году, сама же институция имеет длинную предысторию – книги начали собирать в университете еще иезуиты XVI столетия. Работа Палякаса «монументальна, но лишена помпезности», пишет в своей статье критик Мартинас Манкус. Три корпуса постройки напоминают разбросанные «камни в лесу» (выражение одного из авторов проекта), внутри же помещения оказываются более светлыми и открытыми, чем может показаться снаружи.

Латвия представлена громадным библиотечным зданием, возведенным в 2014 году по проекту классика национального зодчества Гунарса Биркертса, эмигрировавшего из СССР в США (проект реализован совместно с бюро Gelzis-Smits/Arhetips). Биркертс работал над своим «Замком света» для родного города с начала 1990-х, и запоздалая реализация его идеи привела к неоднозначной оценке постройки среди рижан. Гигантский «архитектурный динозавр», как выразился на страницах «Проекта Балтия» живущий в Латвии российский теоретик Александр Раппапорт, – выглядел анахронизмом. Одним из главных приемов в интерьере стало оборудование гигантских витрин, куда были помещены 22 тысячи уникальных изданий, что сделало книги видимыми, но недоступными для читателя…

Из множества финских библиотек, представленных в нашем журнале, мы выбрали самую новую и одну из лучших – это спроектированное JKMM в центре городка Киркконумми здание, открытое в прошлом году. В новый комплекс была интегрирована библиотека 1980-х. Новое крупное сооружение, став значительной градостроительной доминантой, тем не менее оказалось тактично вписано в существующее пространство, где важная роль принадлежит старому храму Святого Михаила. В комплекс библиотеки включено множество функций: театр, галерея, детские зоны и пр., что делает строение своего рода «домом культуры». Его образ создается во многом благодаря материалам: искусственно заржавленному металлу, стеклу, а также дереву, видимому сквозь стекло в интерьере. Здесь, как и во многих удачных работах финских архитекторов, чувствуется «корабельная» метафорика. Библиотека уже не замок и не дворец, а лодка или ковчег знаний, и с его помощью можно отправиться в путешествие прочь от обыденности.

Самым новым объектом выставки стала арт-резиденция и библиотека ШКАФ. Молодые архитекторы из бюро Serious Project реконструировали советское здание 1980-х годов, сделав из типового пространства уникальную среду для творческой деятельности. В основе идеи нового дизайна – тема динамики и кинетизма, выраженная через поворотные шкафы для книг, мультимедиа и продуманный сценарий посещения различных зон комплекса.
Каждый пример современной библиотеки, приведенный в нашей экспозиции, своеобразен и по стилю, и по набору функций. Однако во всех случаях мы видим, что библиотека становится активным и центральным элементом городской среды, иногда внедряясь в нее тактично, а иногда стремясь словно бы заново пересоздать окружающий контекст. Книжный мир более не замкнут в себе, как прежде, но он все еще загадочен и противится проникновению. Возможно, найти по-настоящему нужный текст в современном информационном континууме, который только кажется открытым и приглашающим, будет не проще, чем на полках знаменитой борхесовской библиотеки.
Архитектурная фотография позволяет нам путешествовать в пространстве, не перемещаясь физически. Так, сегодня, благодаря Кайдо Хаагену, Раймундасу Урбакавичюсу, Индрикису Стурманису, Туомасу Уусхеймо, Паулийне Салонен и Алисе Гиль, мы можем рассмотреть расположенные в разных точках Балтийского региона библиотеки, узнав их внешний и внутренний облик. Взгляд автора снимка аккуратно направляет наши взоры, демонстрируя особенности, важные детали проектов. Магия такого путешествия велика: нам нипочем ни закрытые границы, ни многочисленные лишние детали реального городского пейзажа, постоянно препятствующие правильному восприятию зданий. Однако, глядя на собранные объекты на страницах журнала или в пространстве галереи, а не на сайтах архитекторов или в соцсетях, мы ощущаем и особую материальность (запечатленность) фотографий, даже если изначальный кадр был снят на цифровую камеру. «Идеальные картины библиотек» XXI века обладают особой «медиальной» амбивалентностью, обозначая условность нашей способности восприятия, но и призывая к преодолению этой условности ради осуществления эстетического и интеллектуального суждения. Так и читатели в сегодняшних библиотеках могут зависнуть в инстаграмности и комфортности пространств, а могут осознать себя на пороге индивидуального открытия, вникнув в смысл романа – или эссе, допустим, из «Проекта Балтия». К примеру, эссе финского критика Эсы Лааксонена, который пишет: «Библиотека в современном обществе не потеряла своего значения – как места индивидуальной концентрации человека. Новые библиотеки помогают нам жить, давая возможность одновременно находиться "внутри" и "снаружи"».


Владимир Фролов
Фото: Паулийна Салонен (© JKMM Architects)
Фото: Паулийна Салонен (© JKMM Architects)
Интерьеры библиотеки в Киркконумми. Архитекторы: JKMM Architects. 2020
Фото: Индрикис Стурманис.
Фото: Индрикис Стурманис.
Латвийская национальная библиотека. Архитектор: Гунарс Биркертс (совместно с бюро Gelzis-Smits/Arhetips). 2014
Фото: Раймундас Урбакавичюс
Фото: Раймундас Урбакавичюс
Открытый центр научной коммуникации и информации библиотеки Вильнюсского университета. Архитекторы: R. Paleko ARCH studija. 2013
Фото: Кайдо Хааген
Фото: Кайдо Хааген
Центральная библиотека Пярну. Архитекторы: 3+1 architects. 2008
Фото: Раймундас Урбакавичюс
Фото: Раймундас Урбакавичюс
Открытый центр научной коммуникации и информации библиотеки Вильнюсского университета. Архитекторы: R. Paleko ARCH studija. 2013
Фото: Раймундас Урбакавичюс
Фото: Раймундас Урбакавичюс
Открытый центр научной коммуникации и информации библиотеки Вильнюсского университета. Архитекторы: R. Paleko ARCH studija. 2013
Фото: Туомас Уусхеймо (© JKMM Architects)
Фото: Туомас Уусхеймо (© JKMM Architects)
Фасад библиотеки в Киркконумми. Архитекторы: JKMM Architects. 2020
Фото: Паулийна Салонен (© JKMM Architects)
Фото: Паулийна Салонен (© JKMM Architects)
Интерьеры библиотеки в Киркконумми. Архитекторы: JKMM Architects. 2020
Фото: Алиса Гиль
Фото: Алиса Гиль
Интерьеры библиотеки ШКАФ. Архитекторы: Serious Project. 2021
Фото: Алиса Гиль
Фото: Алиса Гиль
Интерьеры библиотеки ШКАФ. Архитекторы: Serious Project. 2021
Фото: Алиса Гиль
Фото: Алиса Гиль
Интерьеры библиотеки ШКАФ. Архитекторы: Serious Project. 2021
Фото: Алиса Гиль
Фото: Алиса Гиль
Интерьеры библиотеки ШКАФ. Архитекторы: Serious Project. 2021