Выставка «Библиотеки Балтии» прослеживает сложение образа современной городской библиотеки на примерах построек, представленных в журнале «Проект Балтия». Ряд выбранных объектов начинается с Центральной библиотеки Пярну, сооруженной по проекту бюро 3+1 в 2008 году. Это здание можно причислить к направлению «супермодернизма» (термин Ханса Ибелингса), и, как пишет для нашего журнала критик Макс Хуленски, оно «прозрачно и демократично», но в то же время «иррационально», а своей «обнаженностью» противостоит историческому центру Пярну.
Еще одна прибалтийская библиотека, показанная в экспозиции, разместилась в Вильнюсе. Она интегрирована в Открытый центр научной коммуникации и информации Вильнюсского университета, являясь частью общего архитектурного и функционального целого. Сооружение одного из ведущих литовских зодчих Роландаса Палякаса было завершено в 2013 году, сама же институция имеет длинную предысторию – книги начали собирать в университете еще иезуиты XVI столетия. Работа Палякаса «монументальна, но лишена помпезности», пишет в своей статье критик Мартинас Манкус. Три корпуса постройки напоминают разбросанные «камни в лесу» (выражение одного из авторов проекта), внутри же помещения оказываются более светлыми и открытыми, чем может показаться снаружи.
Латвия представлена громадным библиотечным зданием, возведенным в 2014 году по проекту классика национального зодчества Гунарса Биркертса, эмигрировавшего из СССР в США (проект реализован совместно с бюро Gelzis-Smits/Arhetips). Биркертс работал над своим «Замком света» для родного города с начала 1990-х, и запоздалая реализация его идеи привела к неоднозначной оценке постройки среди рижан. Гигантский «архитектурный динозавр», как выразился на страницах «Проекта Балтия» живущий в Латвии российский теоретик Александр Раппапорт, – выглядел анахронизмом. Одним из главных приемов в интерьере стало оборудование гигантских витрин, куда были помещены 22 тысячи уникальных изданий, что сделало книги видимыми, но недоступными для читателя…
Из множества финских библиотек, представленных в нашем журнале, мы выбрали самую новую и одну из лучших – это спроектированное JKMM в центре городка Киркконумми здание, открытое в прошлом году. В новый комплекс была интегрирована библиотека 1980-х. Новое крупное сооружение, став значительной градостроительной доминантой, тем не менее оказалось тактично вписано в существующее пространство, где важная роль принадлежит старому храму Святого Михаила. В комплекс библиотеки включено множество функций: театр, галерея, детские зоны и пр., что делает строение своего рода «домом культуры». Его образ создается во многом благодаря материалам: искусственно заржавленному металлу, стеклу, а также дереву, видимому сквозь стекло в интерьере. Здесь, как и во многих удачных работах финских архитекторов, чувствуется «корабельная» метафорика. Библиотека уже не замок и не дворец, а лодка или ковчег знаний, и с его помощью можно отправиться в путешествие прочь от обыденности.
Самым новым объектом выставки стала арт-резиденция и библиотека ШКАФ. Молодые архитекторы из бюро Serious Project реконструировали советское здание 1980-х годов, сделав из типового пространства уникальную среду для творческой деятельности. В основе идеи нового дизайна – тема динамики и кинетизма, выраженная через поворотные шкафы для книг, мультимедиа и продуманный сценарий посещения различных зон комплекса.