Ирина Григорьева.
«Готическая одиссея»


01.11.25-01.03.26 | Куратор: Владимир Фролов | Ассистент куратора: Прасковья Морозова
Выставочный зал «Синтез» Культурного центра «Михалково» в сотрудничестве с галереей «Точка» (Санкт- Петербург) представляет проект московского фотографа Ирины Григорьевой «Готическая одиссея».
манифест
«Готическая одиссея»

«Все движется на гладкой странице, но движения не видно, ничего не меняется на ее поверхности, как на заскорузлой поверхности мира все движется и ничто в сути своей не меняется…»


Итало Кальвино

Увлечение готикой стало общеевропейским культурным явлением во второй половине XVIII века. Английский писатель Хорас Уолпол опубликовал в 1764 году новеллу «Замок Отранто», тем самым открыв дорогу целому направлению в литературе. В романах Вальтера Скотта и Виктора Гюго жанр получил блестящее продолжение, причем архитектура Средневековья всегда играла в произведениях этих мастеров первейшую роль, создавая декорации для развертывания самых невероятных, а порой мистических, сюжетов. Знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери» Гюго стал своего рода формулой соединения стихий литературы и зодчества, Скотт же и вовсе соорудил для себя в виде готического замка целое поместье Эбботсфорд. Гравированные изображения средневековых зданий отвоевывали у античных руин внимание любителей прошлого, стимулируя чтение готических романов и развитие неоготического строительства повсюду, вплоть до России. Так, благодаря этой моде, в 1770–1780-х годах возник и ансамбль усадьбы Михалково, где сегодня разместилась выставка Ирины Григорьевой.

Снимки фотографа, в поисках визуальных сокровищ исколесившей целый ряд стран Западной Европы, но прежде всего Францию, составляют сумму видений, будто приближающих к нам далекие и загадочные творения безымянных зодчих. Уникальная авторская техника съемки через ткань создает эффект некой вуали, которая – парадоксальным способом – не скрывает, а, наоборот, делает более зримыми образы соборов, их деталей, статуй святых и фигур мифических животных. Если уж она и прячет что-либо, то это признаки современности, всего того сиюминутного и преходящего, что дает наша технократическая эра. Вместо фиксации случайности Ирина Григорьева оставляет и подчеркивает главное – форму и характер героев. Всегда синий фильтр работает как магический агент, перенося отнюдь не нас, зрителей (в пространство, где находится памятник), но сам этот памятник в иную, межмирную, область, вполне вероятно – имеющую отношение более к слову, чем к картине.

В названии проекта сталкиваются «одиссея» и «готическая», что может показаться немного странным, однако в культуре гомеровское наименование давно и прочно стало синонимом особого рода путешествия-эпопеи. Так, «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика имеет мало общего с текстом VIII–VII веков до Р. Х., а сериал «Одиссея» Жака Ива Кусто открыл для нас и вовсе чудеса нерукотворной – подводной – среды. Однако все это именно «одиссеи», и они передают главное, что содержится в сюжете древнегреческой поэмы, – мотив рискованного пересечения границы миров и погружения в параллельную реальность, которая то и дело норовит пленить нас.

Камера-корабль Ирины Григорьевой странствует по «готическому морю», и это совсем не то безопасное информационное поле, что представляет расположенные где-то-там-далеко старые постройки и развалины – туристические достопримечательности. Напротив, каждый элемент собора, каждая статуя и фрагмент не просто сохраняют эстетическую ценность, но и до сих пор несут в себе смыслопорождающий потенциал, который способен снова и снова заставлять художников, писателей и архитекторов словно бы участвовать в самом сотворении того, что привычно называют «готикой». И, попав в окружение этой торжественной флотилии образов, реющих синевой, мы невольно задумываемся: а уходило ли Средневековье вообще? И что, если нас совершенно ничего не отделяет от эпохи поисков святого Грааля и Крестовых походов, кроме разве что вот этой вот тонкой вуали?

Раздается бряцание лат, входит Несуществующий рыцарь.


Владимир Фролов
Ирина Григорьева

Московский мультимедийный художник. В 2010–2012 годах обучалась в Британской высшей школе дизайна. Участник ряда крупных выставок в России и Италии. Лауреат премии Fine Art Photography Awards и конкурса International Photography Grant. Проект «Готическая одиссея» начат в 2013 году и продолжается до сих пор.

Культурный центр «Михалково»

Культурный центр «Михалково» — это новая культурно-образовательная платформа, организованная по принципу междисциплинарности и объединяющая в себе исторические традиции и ценности. В 2023 году один из флигелей бывшей усадьбы «Михалково», принадлежавшей дворянским родам Дашковых и Паниных был оборудован под экспозиционную площадку.

Команда культурного центра под чутким кураторством Светланы Садыговой создала особую среду, помогающую знакомиться и взаимодействовать с искусством в пространстве, где пересекаются уникальная архитектура, историческое наследие, современность и взаимосвязь с широкой публикой.

Подробнее