АРХИКАДР-III. Петербургский дом
20.11.25-31.01.26 | Куратор: Марина Рейзберг
Более 100 лет назад Александр Николаевич Бенуа в тексте «Живописный Петербург» призывал художников увидеть и вдохновенно изобразить красоту Северной столицы. Работы Лансере, Остроумовой-Лебедевой, Добужинского и самого Бенуа запечатлели уникальный характер набережных, проспектов и площадей начала XX века в городе на Неве, сформировав в российской культуре представление о том, что мы сегодня называем «петербургским стилем». Ленинградский же и постсоветский периоды дополнили тот визуальный ряд новыми произведениями, а сама здешняя застройка приобрела иные, еще не до конца исследованные черты. Проект «АРХИКАДР-III. Петербургский дом» посвящен изучению эстетической специфики этого многоликого, но в то же время неизменного города.

Выставка является продолжением проектно-исследовательской лаборатории «Петербургский стиль в архитектуре и дизайне», организованной ООО «Издательский дом “БАЛТИКУМ”» и Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга весной 2025 года. Один из результатов работы лаборатории – список архитектурных объектов Северной Венеции, оцененных в качестве образцовых экспертами из профильных сфер. «АРХИКАДР-III» продолжил это исследование, но уже при помощи искусства фотографии.

Первым этапом проекта «АРХИКАДР-III. Петербургский дом» стал открытый open call для фотографов и представителей других творческих профессий. Задача участников состояла в том, чтобы не только продемонстрировать свое владение искусством композиции и колористики снимка, но и самостоятельно поразмышлять о специфике и характере архитектуры города на Неве, предложив пять зданий в качестве образцов «петербургского стиля». На первом этапе было подано 30 заявок. В результате экспертный совет выбрал 10 финалистов, среди которых в дальнейшем были распределены 10 объектов для съемки, наиболее популярных среди предложений первого этапа.

В ходе второго этапа финалисты создали серии фотографий «петербургских домов», а также выполнили текстовое задание, поделившись размышлениями о «петербургском стиле» и о предмете своей съемки. Для экспозиции в галерее «Точка» было выбрано по две фотографии из каждой серии: эти снимки образуют диптихи, посвященные тому или иному архитектурному объекту.

Исследовательский проект, который мы ведем совместно с Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, посвящен не только самому городу на Неве, но и тому, как формируется наше о нем представление, из чего состоит образ “четвертого Рима” сегодня. Конкурс “АРХИКАДР-III. Петербургский дом” показал, что в основе актуального “чувства города” лежат даже не хрестоматийные ансамбли эпохи барокко и классицизма, а творения романтических по своему духу эклектики и раннего модерна. Традиционно самым популярным символом города остается Исаакиевский собор Огюста Монферрана. Притом участники настойчиво включали работы ленинградских зодчих в свои выборки, современный же Петербург однозначно воплотился для них в небоскребе на Лахте. С моей точки зрения, это интересный результат, который многое говорит именно о нашей эпохе, о том, как петербуржцы XXI столетия прочитывают собственную идентичность: не напрямую, а в основном опосредованно, через объекты, которые не составляют Петербург per se, но сами невероятно “хотят быть Петербургом”.


Владимир Фролов, искусствовед, куратор галереи «Точка

Участники проекта и их «петербургские дома»
1. Кир Ширяев. Дом Бака. Архитектор Б. И. Гиршович. 1904–1905. Кирочная улица, 24

2. Павел Евсюков. Дом городских учреждений. Архитектор А. Л. Лишневский. 1904–1906. Садовая улица, 55–57

3. Иван Фирсов. Первый жилой дом Ленсовета. Архитекторы: Е. А. Левинсон, И. И. Фомин. 1931–1935. Набережная реки Карповки, 13

4. Константин Кондрашов. Лахта Центр. Архитекторы: RMJM (Kettle Collective), ЗАО «Горпроект». 2012–2018. Высотная улица, 1

5. Анна Пацвальд. Исаакиевский собор. Архитектор О. Монферран. 1818–1858. Исаакиевская площадь, 4

6. Елизавета Болонина. Доходный дом К. И. Розенштейна. Архитекторы: К. И. Розенштейн, А. Е. Белогруд. 1913–1915. Каменноостровский проспект, 35

7. Елизавета Черкасова. Дом компании «Зингер». Архитектор П. Ю. Сюзор. 1902–1904. Невский проспект, 28

8. Анна Малышева. ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. Архитекторы: Б. И. Артюшин, С. В. Савин. 1973–1987. Тихорецкий проспект, 21

9. Дмитрий Купрессов. Казанский собор. Архитектор А. Н. Воронихин. 1801–1811. Казанская площадь, 2

10. Дарья Бывших. «Дома на ножках». Архитекторы: В. А. Сохин, В. Н. Соколов, П. В. Курочкин. 1987–1993. Новосмоленская набережная, 2–8

«Художественное высказывание на популярную для города на Неве тему сопряжено с высокой самокритикой участников — фотографов, рискнувших поучаствовать в этом эксперименте, — и более строгой оценкой полученных работ со стороны экспертов и общественности. Проект “АРХИКАДР-III” отражает широкий исследовательский фокус, личные размышления участников и поиск истинного отражения Петербурга в зеркале современности».


Анастасия Гусева, руководитель Библиотеки и арт-резиденции ШКАФ

Экспертный совет проекта
  • Екатерина Холоднова
    заместитель генерального директора Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга
  • Анастасия Гусева
    руководитель Библиотеки и арт-резиденции ШКАФ
  • Владимир Фролов
    искусствовед, главный редактор журнала «Проект Балтия», куратор архитектурной фотогалереи «Точка»
  • Элина Левицкая
    искусствовед, хранитель фонда современной архитектурной графики Государственного музея истории Санкт-Петербурга
  • Евгений Лобанов
    доцент Института дизайна пространственной среды СПбГУПТД, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров
  • Данил Овчаренко
    кандидат архитектуры, архитектор бюро «Проектная культура»
  • Марина Рейзберг
    фотограф, архитектор, литератор, ответственный редактор журнала «Проект Балтия»
  • Алиса Гиль
    фотограф, экспозиционер галереи «Точка»