Архикадр-I. Шедевры Красногвардейского

ДВИЖЕНИЕ ВЕЧНОСТИ

Мысли, записанные непосредственно во время съемок вблизи объекта:
Вокзал пронизан линиями, которые устремлены в совершенно разных направлениях. Есть линии тоньше, есть толще, какие-то – плоские, какие-то – объемные, многие из них пересекаются, накладываются друг на друга, сочетая остроту и плавность. Здание очень геометрично, в нем встречаются округлые и угловатые формы; когда свет попадает через окна в зал, формы становятся более графичными и контрастными, некоторые детали повторяются в виде паттернов, линии дают теневой рисунок, только сильнее подчеркивающий геометричность объекта; гигантские дуги, заполняющие световой зал, похожи для меня на ленты Мёбиуса; мне очень понравилось сочетание металла и стекла, придающее вокзалу одновременно невесомость и устойчивость, массивность.
История здания. Что вас в ней особенно заинтересовало?
Ладожский вокзал был открыт 25 мая 2003 года. Он стал шестым в городе – и единственным транзитным железнодорожным узлом. Открыт он был к 300-летию Северной столицы, спроектирован архитектором Н. И. Явейном. Сегодня этот транспортный узел, отвечающий требованиям высоких современных скоростей, обладает значительным резервным потенциалом. История Ладожского вокзала начинается еще в далеком 1903 году, со станции Дача Долгорукова, которая находилась совсем рядом с нынешним Ладожским вокзалом, в деревне Яблоновке. В 1960-х возникла идея постройки Ладожского вокзала, поскольку остальные были уже перегружены. Составили проект. Но начать возведение вокзала так и не удалось из-за нехватки денег и ресурсов. В 2001 году рабочие наконец приступили к строительству – уже по проекту архитектора Никиты Явейна. Он еще с детства мечтал стать автором Ладожского вокзала – и во время учебы создал проект этого сооружения. Строительство шло в необычайно короткие сроки, а одной из задач было уместить все необходимое в весьма ограниченном пространстве – между зданием метрополитена и железнодорожными путями. В итоге платформы дальнего следования вынесли наверх, а пригородные – опустили ниже уровня земли.
Почему вы считаете возможным причислить здание к шедеврам? Чем оно важно для района и города?
Вокзал играл и продолжает играть очень важную роль для города, так как он разгрузил другие, переполненные вокзалы. Это не только транспортный узел, отвечающий всем современным требованиям, но и интересный архитектурный объект, тонко сочетающий в себе стекло и металл, округлые и острые геометрические формы, и линии, много-много линий, которые в итоге устремляются вместе с железнодорожным полотном вдаль. Проект-мечта Никиты Явейна приковывает к себе внимание, он одновременно и выделяется из ландшафта своей конструкцией, и становится частью окружающего контекста из-за стеклянных элементов.
Как бы вы определили стиль и характер здания? Видите ли вы в нем нечто связанное с петербургской идентичностью?
Я думаю, что это стиль современного Петербурга, наверное — модерн XXI века. Вокзал напоминает авангардный стеклянный дворец с двумя колоннами, построенный над железнодорожными путями. Повторю, он парадоксально сочетает в себе монументальность и невесомость, резкие и острые углы и плавные линии.
Какую роль здание играет в городском контексте?
Думаю, что объект, несмотря на свой модернистичный внешний вид, все равно выделяется – на фоне плотной рядовой застройки – благодаря основе, которая напоминает дворец или замок с бетонными колоннами. Но нельзя вокзал назвать диссонирующим элементом, так как выполнен он в современном стиле, что позволяет ему соответствовать действительности.
В чем состоит характер объекта для вас как фотографа? Почему здание «просится в кадр»?
Объект очень выразительный, очень графичный, имеет множество направляющих линий самых разнообразных форм, длин и толщин; он находится на возвышении из-за своеобразного устройства передвижения поездов, как будто на сваях.
Мне захотелось передать динамичный характер вечного движения, который присущ данному объекту; вокзал – точка отправления множества путей; движение наполняет это здание: движутся поезда, движутся люди, движутся линии, которые образуют сооружение. В день съемки я успела поймать объект и в пасмурный, дождливый момент, и в те минуты, когда солнце проникает через стекла светового зала, добавляя объема, графичности и контрастности. Чтобы не упустить эти качества и подчеркнуть их, я выполнила диптих в черно-белом цветовом решении. Второй кадр обработала инверсивно, это позволило найти новые детали и увидеть то, что было не так ясно прежде.
Софья Ступченко