Архикадр-I. Шедевры Красногвардейского

СТЕКЛЯННЫЙ ЗАМОК НА НЕВЕ

Мысли, записанные непосредственно во время съемок вблизи объекта:
Перед нами деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза». Когда я увидела эти стеклянные объемы впервые, у меня перехватило дыхание. От неожиданности. В районе, который преимущественно представлен застройкой в стиле советского модернизма, увидеть нечто подобное (столь громкое проявление современной остекленной архитектуры) было очень непривычно.
История здания. Что вас в ней особенно заинтересовало?
Застройка территории, принадлежащей разным инвесторам, объединена общей градостроительной концепцией, которую разработала мастерская Евгения Герасимова совместно с бюро Сергея Чобана в 2007 году. Доминантой всей деловой зоны стало 90-метровое здание ОАО «Банк Санкт-Петербург». Офисные здания, входящие в архитектурный ансамбль, имеют схожие габариты и планировочную структуру, но намеренно разные фасады, спроектированные командой немецких и российских архитекторов: бюро Манфреда Ортнера, Евгения Герасимова, Кристофа Лангхофа, Сергея Чобана. Однако по мере постепенного обретения материальной формы, к радости или к сожалению (уж очень печально отсутствие тех пешеходных мостиков, которые были заявлены в изначальном макете), концепция проекта микрорайона претерпела ряд изменений и трансформировалась в то, что мы можем лицезреть в реальном времени.
Здесь можно провести любопытную аналогию. Множество веков назад на этих землях возвышались крепости Ландскрона и Ниеншанц, возведенные из древесины и камня. Вероятнее всего, они диссонировали с окружающим природным пейзажем. Прошли столетия. И на Охте вновь воздвигли крепость. На сей раз из стекла и металла. И вновь она стала диссонирующим элементом – теперь уже городского пейзажа
Почему вы считаете возможным причислить здание к шедеврам? Чем оно важно для района и города?
На мой взгляд, комплекс можно условно причислить к шедеврам архитектуры, так как социум привык применять данный термин скорее к «представителям» определенной уже прожитой, сложившейся в сознании в единую картинку, эпохи, а не к чему-то, что окружает нас здесь и сейчас. Пройдет еще лет 50–70 – и вот тогда, оглядываясь на сегодняшний день, можно будет уверенно сказать, относится ли этот архитектурный ансамбль к шедеврам своей эпохи или же он так и останется «громким возгласом среди более стройного хора» для архитекторов, местных жителей и случайных прохожих.
Как бы вы определили стиль и характер здания?
Деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза» – один из ярких образчиков современной остекленной архитектуры города. Фасад башни, расположенной в центре композиции, представляет собой сплошной стеклянный массив. В его оформлении применена новая для России технология – полиментного остекленного фасада с витражными панелями на высоту этажа. Тема стекла раскрыта и в симметричных по расположению, однако очень разных по оформлению фасадах соседних девятиэтажных корпусов: стекло и металл, стекло и камень.
Видите ли вы в здании нечто связанное с петербургской идентичностью?
Говоря о петербургской идентичности, стоит заметить, что все знаковые места невских панорам отмечены величественными доминантами разных эпох. Вот и Малоохтинская набережная получила свой современный архитектурный акцент, который одинаково хорош как в лучах закатного солнца, так и в более типичную пасмурную погоду.
Какую роль здание играет в контексте?
Как уже было упомянуто выше, деловой центр «Санкт-Петербург Плаза» стал доминантой панорамы Невы и «знаком отличия» Малой Охты. Однако устоявшееся мировосприятие, воспитанное на классических образцах архитектуры исторического центра города и советском модернизме самого Красногвардейского района, во многом распознало его как диссонирующий элемент. Так складывается, что восприятие далеко не всегда готово сразу оценить все прелести новшеств, оно имеет свойство сопротивляться переменам, особенно – столь явным.
Что вы можете сказать о физическом состоянии объекта?
Состояние объекта практически идеальное, учитывая, что данной стеклянной постройке уже более 10 лет. Зеркальные поверхности прекрасно отражают всё, что их окружает. Особенно прекрасно отражение синего, голубоватого или серого неба.
В чем состоит характер объекта для вас как фотографа? Почему здание «просится в кадр»?
Рассуждая об этом строении с точки зрения визуальных образов, можно сказать, что оно пленило меня своими фактурами, геометричным силуэтом и сочетанием стекла с иными материалами отделки фасадов. Например, корпус под литерой В представлен сочетанием стекла и металла, который расположен преимущественно вертикальными восходящими «штрихами» и сочетает в себе довольно жесткую фактуру «колючести» и ощущение «зыбкости» зеркальных поверхностей. Центральная башня, если взглянуть на нее издалека, дает ощущение некоего столпа воды: одновременно и рвущегося вверх, и нисходящего потока. При более близком рассмотрении, за счет специфики геометрической формы, происходит трансформация в огромную волну, направляющуюся в сторону акватории Невы. Корпус же под литерой Б подобен монолиту с выраженной кристаллической решеткой.
В рамках фотографического повествования об объекте я хотела подчеркнуть тот нюанс, что по сути своей стекло – это песок, который обрел новые качественные характеристики под воздействием «жизненных обстоятельств». А значит, и данный образчик современной остекленной архитектуры – огромный песчаный замок, так знакомый многим из нас из детства. Но пока еще не принятый тепло и душевно – в силу его неожиданной визуальной интерпретации.
Алла Никитенко