В сентябре 2020 года в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга после преобразования открылась библиотека и арт-резиденция ШКАФ, а в ее составе – архитектурная фотогалерея «Точка».
Это единственная в России галерея, которая посвящена репрезентации и осмыслению архитектурной фотографии. Уникальная институция курируется ведущим региональным архитектурным журналом «Проект Балтия».
Архитектурная фотография особая область творчества, при всей своей популярности располагающая небольшим количеством представляющих ее заведений. Искусство здесь состоит в том, чтобы показать здания или городскую среду именно как произведения зодчего, с его особым, несколько абстрактным, отношением к пространству и размещенным в нем объемам.

Архитектурная фотография
родственна ведуте (городскому пейзажу) и проектной графике самих архитекторов. В то же время жанр имеет прямое отношение к основному месту его применения – профессиональным журналам и интернет-порталам.

Месторасположение фотогалереи в районе советской застройки 1970–1980-х годов делает естественным акцент на теме современной архитектуры (XX–XXI века), что напоминает о взаимосвязи рождения феноменов фотографии как таковой, заменившей рисунок, и модернистского города – машинного, индустриального, автоматизированного.
На мой взгляд, архитектурная фотография – многоаспектное явление. Здесь существует как художественный, так и прикладной моменты. Важна работа с формой, светом, контекстом, но, в первую очередь, это рассказ об архитектуре, размышление над замыслом зодчего. Архитектурная фотография отличается от простой фотографии архитектуры. Здесь есть довольно сложный нюанс. Если фотограф использует архитектуру исключительно для создания художественной композиции, а сама суть постройки исчезает, это перестает быть архитектурной фотографией, но может иметь большую художественную ценность. Если брать аспект работы фотографа с современными постройками, то, в первую очередь, здесь идет диалог с архитектором. Съемка новостройки – это финальная точка в работе автора над проектом. Далее объект начинает жить своей жизнью, меняется окружающий контекст. Это похоже на каталог, издаваемый к выставке. На момент работы экспозиции они равноценны, но после того, как она заканчивается, остается только каталог, как наиболее полное воспоминание о событии. Так и с построенным зданием могут произойти изменения, которые сильно меняют первоначальный замысел архитектора.
Алексей Народицкий
Архитектурный фотограф, Москва